Close

Кубачинский растительный орнамент

Кубачи — аул (село) в Дагестане, прославившийся художественной обработкой металла (меди, серебра). Название селу дали турки — оно означает «оружейники»: с раннего Средневековья кубачинцы были известны далеко за пределами Дагестана как отменные мастера кольчуг, панцирей, мечей и прочего вооружения.
Помимо предметов вооружения кубачинские мастера традиционно создавали также великолепные женские украшения и домашнюю утварь (кувшины, миски, чаши, котлы и т.д.).

Современные кубачинские мастера такие же искусные. Сегодня ассортимент кубачинских серебряных изделий весьма разнообразен: ювелирные украшения, столовое серебро (ложки, бокалы, чарки, стопки, рюмки, кувшины, тарелки, блюда и пр.), парадное оружие (сабли, шашки, кинжалы), различные декоративные предметы (шкатулки, туалетные коробочки, пряжки, оправы для зеркал, обложки для альбомов и пр.).

Изделия кубачинцев отличаются особенной неповторимой техникой. Основное место в ней занимает гравировка. Она выполняется короткими штихелями со специальной заточкой, с последующим нанесением черни. Применяется также позолота, зернь и скань, цветная перегородчатая и выемчатая эмаль, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, резьба по кости, насечка золотом и серебром.

Особенность кубачинской гравировки заключается в том, что вся поверхность изделия покрывается густой сетью орнамента. Кубачинский орнамент заслуживает отдельного внимания, он уникален, имеет свои характерные черты. Искусствоведы вводят даже понятие «Кубачинская орнаментальная школа», в рамках которой в течение веков выработался специфический, свойственный только этой местности, растительный орнамент. Основная находка данной школы — так называемый кубачинский вьюнок со спиральными побегами и мотив трилистника, имеющего особую форму. Средний лист такого трилистника косо срезан, конец его вытянут и закручен спирально или захватывает петлей стебель. По мнению исследователей, кубачинский вьюнок — не что иное, как переработка очень популярного орнаментального мотива — знаменитой «византийской ветви».

Кубачинский вьюнок
Кубачинский вьюнок

Примеры мотива «византийская ветвь» на предметах византийского искусства:

Кроме того, в обилии прихотливых извивов, завитков, листочков, розеток роскошного кубачинского узора знатоки выделяют относительно небольшой набор основных орнаментальных мотивов. Эти мотивы носят традиционные названия, имеют свою историю и толкование.

Мотив «тутта» — симметричный древовидный мотив. «Тутта» переводится как «ветка», «стебель». Состоит из центральной оси (стебля) и нескольких пар симметричных завитков. Причем последующая пара завитков закручивается в направлении противоположном повороту предыдущей пары. Стебель и завитки такой ветки покрываются мелкими орнаментальными мотивами: листочками, головками, розетками. Стебель «тутты» может быть и чисто условным, представлять собою просто некую воображаемую, фиксированную ось симметрии. Очень широкое применение этот мотив получил в декорировании оружия, так как удобен для заполнения поверхности кинжалов и сабель, обладающих узкой длинной формой.

Мотив «мархарай» — асимметричный мотив, вьющийся стебель со спиралевидными побегами. «Мархарай» переводится как «заросль». Основа, костяк узора — это волнистая линия со сложными ритмичными завитками. На эту основу нанизываются мелкие растительные мотивы.

Мотив «тамга» или просто — медальон. Строится на основе упрощенной композиции, подобной «тутте», посредством ее многократного или однократного повторения.

Мотив «Москов-накиш» (московский рисунок). Появился предположительно в XVI — XVII в., возможно под влиянием произведений искусства московских мастеров. Мотив представляет собой асимметричную ветку или букетик, украшенный мелкими растительными мотивами. «Москов-накиш» носит более реалистичный характер, чем ранее рассмотренные. Этот мотив обычно располагается на свободном, незаполненном фоне.

Решетчатый узор. Его рисунок состоит из заостренных овальных элементов с простейшим мотивом типа «тутта» внутри; имеет несколько вариантов и названий, из которых самым распространенным является «миндурма накиш». «Накиш» значит «узор», «миндурма» не переводится. Впрочем, некоторые исследователи связывают название «миндурма» с иранской парчовой тканью особого узора. Половинки мотива имеют вид сдвоенных кривых линий с небольшим утолщением в центре и напоминают силуэт птицы в полете. Многократно повторенные ряды подобных фигур могут вызывать ассоциацию с журавлиной стаей, а по-тюркски журавль — «мингдурна». Возможно, это и есть упрощенное кубачинское «миндурна».

Группа каемок — «лум» объединяет более десятка вариантов схем. Они могут быть симметричными или асимметричными, простыми и сложными. Симметричные:

Кубачинские каемки
Симметричные каемки
Кубачинские каемки
Симметричные каемки

 

Преобладают асимметричные, построенные на основе s-образных элементов. Зачастую сложные схемы имеют вид мотивов «тутта» или «мархарая».

Кубачинские каемки
Асимметричная каемка

В группу каемок входит также мотив вьюнка с полупальметтками.

Исследователи выделяют в кубачинском орнаменте и более мелкие элементы. Те самые мелкие растительные мотивы, которые «прорастают» из стеблей и веток костяка-основы крупных орнаментальных мотивов. Такие мелкие элементы достаточно сильно стилизованы и именуются чаще всего «бикь» (что значит «головка»). Их силуэты восходят к древним образам трилистника и пальметты.

Композиция некоторых головок — фиксированная симметричной формы, т.е. они имеют верх и низ. Но подавляющее большинство подобных элементов имеют асимметричное s-образное строение. Многие «головки» обладают определенными названиями, данными им по сходству с формами предметов окружающего мира. Например:

«Сулка-бикь» («кузнечный мех») — трилистник лилиевидной формы с закругленными боковыми листьями;

Кубачинский орнамент
Мотив «сулка-бикь»

«Мучал-бикь» («кувшин-голова») — сердцевидный трилистник;

Кубачинский орнамент
Мотив «мучал-бикь»

«Кьяцала-бикь» («голова-козел») — головка с сильно закругленными боковыми листьями;

Кубачинский орнамент
Мотив «кьяцала-бикь»

«Ашаком-бикь» («голова-курдюк») — сильно расчлененная головка;

Кубачинский орнамент
Мотив «ашаком-бикь»

«Вавла-бикь» («голова-вав», вав — знак арабского алфавита) — фигура, имеющая форму запятой;

Кубачинский орнамент
Мотив «вавла-бикь»

«Паранг-бикь» («франкская голова», «голова барса») — фигура, похожая на предыдущую. Но отличается тем, что дуга у нее расширяется у места соединения с кругом.

Кубачинский орнамент
Мотив «паранг-бикь»

Орнаментальная система кубачинских ювелиров, естественно, не является застывшей: узоры постоянно обновляются, некоторая часть мотивов безвозвратно исчезает. В статье рассмотрены лишь некоторые, наиболее распространенные, традиционные.

Источник: Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. — Москва, 2001.

Комментарий

© Raretes 2016-2018