Искусство Средней Азии VIII-XII вв.

Деревянная резьба

Заканчивая обзор архитектуры и связанных с нею декоративных искусств домонгольского периода, надо отметить наличие памятников деревянной резьбы XI-XII вв., являвшихся элементами архитектурных построек. Распространение обожженного кирпича как строительного материала, конечно, не могло совершенно вытеснить дерево из строительной практики того времени. И в дальнейшем дерево сохраняет свое значение в архитектуре среднеазиатских народов.
Некоторые деревянные колонны в бывшей Джума-мечети в Хиве (илл. 25) и резной деревянный михраб в мечети селения Искодар (Таджикистан) есть основания отнести к XI-XII вв.

Узор, покрывающий эти памятники, близок к арабесковым мотивам рассмотренной нами гипсовой и терракотовой архитектурной декорации караханидской эпохи.
В раннеисламский период в Средней Азии еще изготовлялись скульптурные произведения, изображавшие животных и, по-видимому, даже людей. При Нершахи в X в. на бухарских базарах продавались «идолы», а Ибн-Хаукаль в том же столетии видел на самаркандских площадях вырезанные из кипариса фигуры лошадей, быков, верблюдов и диких зверей: «Животные как бы осматривали друг друга, готовясь вступить в бой, т.е. изображения казались сделанными очень реалистично». Скульптурные (а также, вероятно, и живописные) традиции доисламского периода сохранялись еще в Средней Азии в первые века мусульманства, но, как противоречившие догмам ислама, они не могли получить развития.

Искусство Средней Азии XIII-XV вв. Древнее искусство Средней Азии