Народы Кавказа

Осетины

Осетины занимают центр кавказских гор, так называемую Осетию, расположенную в долинах Терека до Кабарды (в административном отношении Осетия входит в состав нынешней Терской области). Помимо этого, территория оседлости осетин тянется к югу, в район Тифлисской и отчасти Кутаисской губерний; в уездах душетском, горийском и тифлисском они живут вперемежку с грузинами-карталинцами. Всех осетин, живущих и к северу и к югу от главного кавказского хребта, будет около 130,000 чел.
Что же касается до происхождения их, то в общем очерке мы уже упомянули о смешанном происхождении горцев; в частности то же самое можем сказать о происхождении осетин. Очень может быть, ядро их происходит из Ирана (осетины сами себя называют «иронами»), но к этому ядру впоследствии присоединились, по всей вероятности, другие инородческие элементы и таким образом осетины распались на племена. Главных племен четыре: дигорцы, тагаурцы, куртатинцы и алагирцы. Дигорцы, живущие по соседству с кабардинцами, несколько походят на последних по языку и обычаям (в языке их, кроме того, много татарских слов). Все это указывает на смешанное их происхождение. Относительно тагаурцев осетинские предания передают, что будто они произошли от одного армянского царевича, укрывшегося в горах Кавказа от преследований своих братьев; бежавший же с ним курд, по тем же преданиям, дал происхождение куртатинцам. Тагаурцы, по этим данным, считаются самым аристократическим племенем среди осетин. Карталинские осетины, живущие вместе с грузинами, несколько смешались с ними и говорят помимо своего родного языка, принадлежащего к иранской группе индоевропейских языков, и по-грузински.
Религию свою осетины в течение своего существования меняли несколько раз. Еще во времена Вахтанга Горг-Аслана и Тамары они были обращаемы в христианство, но затем среди них распространился ислам и до сегодня значительное большинство их — мусульмане (сунниты). Религия осетин все ж таки носит смешанный характер: у них уцелели некоторые христианские обычаи наряду с весьма примитивными и грубыми обрядами.
Осетин по наружным признакам скорее блондин, чем брюнет, и хорошо сложен, хотя по типу и фигуре далеко уступает представителям адигейского племени. По характеру осетины сходны с другими горцами, по способностям же они несколько ниже последних. Зато осетины сравнительно с другими горцами поставлены в несравненно лучшие условия для умственного и нравственного развития, в особенности та часть их, которая живет в Карталинии вместе с грузинами. Нравы и обычаи (например, кровавая месть) у осетин такие же, как и у других горцев.
Дома свои осетины строят обыкновенно из камня, делая к ним деревянные пристройки; у тех же из них, которые живут в лесистых местностях — дома деревянные, крытые дранью. В домашней обстановке у осетин существуют кровати, столы, сиденья.
Склад их домашней жизни носит печать патриархальности, как и у прочих горцев. В их семейных отношениях первое место занимает уважение к старшим; последние имеют при себе особый стул и при них молодые не могут садиться. В семье редко случаются разделы и ссоры. К этому нужно прибавить, что не в пример другим кавказским горцам, в семействе осетина женщина уважается всеми. Многоженство или двоеженство у осетин очень редко; в случае, если бывает вторая жена, — она играет у осетина роль наложницы. В брачных делах, как и у других горцев, необходимую роль играет калым как натурой, так и в денежной форме.
Осетины никогда не имели письменности, стало быть и письменных законов у них не существовало, и единственным регулятором их быта был обычай. Прежде существовали у них народные судилища с судьями, выбиравшимися из почетных людей, теперь же у них введены мировые суды, не пользующиеся среди них доверием, как несогласные с их обычным правом.
Повседневная жизнь осетина, как всякого горца, бедна. Пища его ограничена, она главным образом состоит из хлеба-чурека из пшеницы и бараньего шашлыка. Впрочем, во многих случаях пища его, также как и напитки, разнообразится; между последними первое место занимает приготовляемый им хмельной напиток из ржи — луди (пиво).
Главные занятия осетин — земледелие и скотоводство. Сеют осетины пшеницу, ячмень и овощи (картофель), но так как земля скудна и мало вознаграждает их за труд, то они занимаются и скотоводством. Они разводят скот как на равнинах, так и на горах. Горный скот годен только для переноски тяжестей, на равнинах же между прочим держат и буйволов, дающих достаточно жирное молоко. Один из продуктов местного молочного хозяйства — осетинский сыр — приобрел широкую популярность на Кавказе.

Peintures de manuscrits arabes, persans et turcs de la Bibliothèque Nationale Сербы