Народы Кавказа

Армяне

Армяне населяют южную и юго-западную часть Закавказья. Нынешняя Эриванская губерния, Карсская область и часть Елисаветпольской и Тифлисской губерний входили издавна в состав Великой Армении и были несравненно гуще населены прежде, чем теперь, но, вследствие неблагоприятно сложившихся исторических условий, армяне частью были истреблены на месте, частью же рассеялись по различным странам. В настоящее время при сравнительно лучших условиях, в Закавказье, численность армян увеличивается. Их числится в Закавказье около 750 тыс. человек; большинство же армян (около 2½ мил.) живет в Турции.
По происхождению армяне — арийцы; они, также как почти все европейские и частью азиатские народы, принадлежат к семье индоевропейских народов. Издавна вышедшие из внутренней Азии, армяне заняли долины Арарата и весь бассейн Аракса, где стали вырабатывать свой самобытный национальный тип, характер и религию. Язык их тоже принадлежит к индоевропейской семье языков, занимая в ней самостоятельную группу. Новейший язык их разговорный (ашхарабар), называемый ново-армянским в отличие от старо-армянского (грабар), трудно понимаемого, распадается на более или менее схожие наречия, из которых главные в Закавказье три — карабахское, акулисское и араратское; последнее вместе с тем служит литературным языком закавказских армян.

Армяне — самые древние христиане. Они приняли христианство в конце III и в начале IV века от Григория-просветителя, почему и названа их вера армяно-григорианской. Духовный глава всех армян-григориан называется католикосом; он имеет постоянную резиденцию в Эчмиадзине или, собственно говоря, в эчмиадзинском монастыре. Для выбора патриарха-католикоса каждая армянская епархия (из России, Персии, Турции и Индии) посылает в Эчмиадзин двух депутатов — духовного и светского. Католикос занимает свой пост пожизненно, назначает епископов во всех армянских епархиях и печется вообще о делах церкви, религии и нравственности (он один может разрешить отступления от церковных правил). В Эчмиадзине учрежден синод, который под председательством патриарха, разрешает вообще споры по церковным делам. Доходы католикоса состоят из приношений богомольцев, из сборов, поступающих от белого и черного духовенства, и из годового сбора с некоторых селений, принадлежащих патриаршеству. Религиозное чувство сильно развито у армян, так как оно при отсутствии других стимулов, тесно сплачивает этот разбросанный по всему миру народ. Приношения богатых купцов-армян способствуют церкви сохранить свою самостоятельность и приобрести влияние посредством учреждения многочисленных школ, издания книг и пр. Несмотря, однако, на это, между армянами не мало католиков, лютеран и др.
Армянин — смугл, брюнет с крупными чертами лица, среднего роста, сложения плотного и пропорционального. Он трудолюбив, смышлен и практичен и вообще отличается более мирными наклонностями, чем другие его кавказские соседи. Он, кроме того, обнаруживает, при всей своей консервативности, некоторые наклонности к быстрому усвоению европейских привычек и европейского просвещения.

Семейный быт армян отличается патриархальностью, хотя и далеко не той, какая замечается у живущих рядом с ними азиатских народов. Уважение к женщине и признание ее прав наравне с мужчиной служат основой семейного устройства, хотя в обращении с ней и сохранились некоторые азиатские привычки, в особенности в простонародье. Будучи еще молода, она ходит без покрывала, с обнаженной головой, общительна, и вообще ей гарантирована свобода, но с замужеством она совершенно перерождается: укутывает шею и нижнюю часть лица толстой суконной повязкой, закрывающей ей между прочим и рот, и глаза прикрывает вуалью; она не говорит ни слова даже с мужем, объясняется только мимикой, в церковь ходит под двойным покрывалом. Это положение ее продолжается до рождения первого ребенка и только после этого она мало-помалу приобретает значение в семье и делается хозяйкой дома. Если муж умирает раньше ее, то в семье по праву она заступает его место. При патриархальности армянской семьи, главой ее считается отец или мать, имения детей нераздельны, и только при внуках происходит раздел. Узы семейные у них вообще очень тесны. У армян земледельческий класс количественно значительно преобладает над всеми другими, но, в силу неблагоприятных условий их жизни, de facto наибольшего развития достигли средний класс и духовенство. Во всех почти местностях Кавказа преобладающим торговым элементом населения нужно считать армянский (наиболее сметливости в торговых предприятиях обнаруживают карабахцы — армяне из шушинского уезда, Елисаветпольской губернии); вследствие этого относительное большинство жителей в городах и торговых центрах Закавказья составляют армяне (Тифлис, Гори, Сигнах, Эривань и пр.). Армяне-сельчане занимаются всем, что может доставить им хоть какой-нибудь материальный достаток — хлебопашеством, садоводством, виноградарством, разведением шелковичного червя, а в некоторых местах, например, в Эриванской губернии, и производством хлопка. Женщины занимаются домашним хозяйством, кустарным промыслом и садоводством, вообще более легкой и подходящей к их способностям работой. Развлечения и удовольствия армян зато слишком ограничены. Их национальные мотивы, ныне перелагаемые на ноты как и грузинские, в передаче европейских музыкальных инструментов очень оригинальны и характерны, хотя несколько однозвучны и элегичны. В простонародье распространены общекавказские зурна, тари, чонгури и пр. Наигрывают на последних и поют так называемые ашиги, — армянские певцы, большей частью слепые. Их в простонародье очень уважают и любят. Некоторые из них, с хорошим голосом и прочувствованно поющие, достигают славы — делаются странствующими певцами, идя на состязания с другими певцами в различные места Закавказья, а также в Персию и Турцию. Они поют песни большей частью на татарском языке.

Peintures de manuscrits arabes, persans et turcs de la Bibliothèque Nationale Сербы