Краткий очерк развития кружевного промысла в странах Западной Европы

Теперь бросим беглый взгляд на влияние, которое было оказано изобретением машин на кружевное производство.
В 1809 году простой английский рабочий Heathcoat изобрел машину (bobbin net = bobbin коклюшка, net сетка; в буквальном переводе сетка, которая производится с помощью коклюшек) для тканья тюля. Это изобретение имело очень важные последствия; кружевница в одну минуту может сделать пять петель в своем кружеве, эта же машина делает в тот же самый промежуток времени 30.000 петель.
С 1823 года стали особенно много производить тюля, что повлекло за собой чрезвычайный упадок производства ручного кружева. В 1837 году изобрели способ применить систему Жакар к машине bobbin net, и таким образом толчок был дан для производства кружева машинным способом. Усовершенствования быстро следовали одно за другим: в 1842 Gonnet в Лионе изобрел машину для вышивания по кисее, и наконец, Pusker изобрел машину, с помощью которой можно было ткать кружевные изделия с самыми затейливыми узорами. Из Ноттингама производство машинных кружевных изделий перенесли также в Калэ. В Ноттингаме 3500 таких ткацких станков, и производят на них кружевных изделий на сумму l00 миллионов франков ежегодно; в Калэ работают на 620 станках и производят на 14, 15 миллионов фр. Англия славится своими белыми бумажными кружевами, которые отличаются чрезвычайной дешевизной, Франция своими черными шелковыми кружевами, отличающимися прекрасными рисунками и изяществом. Кружевная косынка, сработанная ручным способом, стоить 2000 фр. — сработанная машинным способом — не более 200, или 250 фр. Кружевное производство машинным путем достигает такого совершенства, что часто возникает вопрос — не вытеснит ли оно совершенно ручное кружево. Машинные кружевные изделия распадаются на следующие отделы:
1) Points appliqués, или appliqué lасе, в которых кружевной фон, — сетка сработана машиной, а узорчатые фигурки сработаны рукой отдельно и нашиваются потом на тюль;
2) Nets and Quiltings т. е. такие кружева, где фон и край сработаны машиной, а самый узор потом уже работается ручным способом на этих полосках. Это так называемые кружева Cabray, Malines, Bruxelles, Alençon, различные блонды;
3) Тамбурные кружева, решетчатая полоска которых делается машинным способом, а узор производится отчасти машиной, отчасти ручным способом;
4) Ноттингамские кружева, где и фон и узор — все работается машинным способом.
Но все сорта кружева требуют еще и ручной работы, которая состоит отчасти в том, что обводят контуры узорчатых фигурок толстой ниткой, для того, чтобы они рельефнее выдавались, отчасти в разных других вспомогательных работах.
В 1855 году производством кружев как машинным так и ручным в Европе занимались 1.250.000 женщин и детей, и это число постоянно возрастает. Машина вытесняет производство более грубой ручной работы, и предоставляет на долю ручного труда исполнение только более тонких изящных изделий, так как до сих пор для машины некоторые трудности представляются еще непреодолимыми. Женщины, принужденные во время зимы искать постороннего заработка, особенно охотно принимаются именно за этот промысел, так как он, как мы уже неоднократно указывали, представляет много удобств; но именно вследствие большого распространения машин, они должны бы были непременно браться за производство кружев, требующих большого искусства, за производство именно таких кружев, которые еще не делаются машинами, но к несчастью, бывает как раз наоборот. Употребление кружев так распространилось, что нельзя уже сказать, что только богатые классы их употребляют. В 1865 году кружев в Европе производилось на 150 миллионов талеров.
В Англии в графствах Ноттингам, Лестер и Дерби главным образом сосредоточено производство машинного кружева. Вследствие крайнего разделения труда и самое производство сделалось чрезвычайно сложным и распадается на множество отраслей. Нитки наматываются на шпульки 14-летними девочками (winders), потом шпульки насаживаются на машину и нитка проводится через отверстие машины к месту ее назначения; таких отверстий в машине средним числом 1800 и работа эта исполняется, мальчиками 8 лет (threaders). Потом рабочий производит самые кружева, которые выходят из-под машины в виде широкого платка. Маленькие дети выдергивают нитки из этой ткани, вследствие чего она распадается на множество полос, кружев. Такая операция называется — running или drawing lace, а самих детей называют lace-runners. Потом уже кружева приготовляются к продаже.
[…]
Плетение кружев производится, главным образом, в двух английских земледельческих округах, в Гонитонском кружевном округе, который тянется от 20 до 30 миль по южному берегу Девоншира, и к которому принадлежит также несколько местностей из Девона; и в другом округе, заключающем в себе большую часть графств Букингамского, Бедфордского, Нордгамптонского и соседние части Оксфордшира и Гуншингдоншира. Коттэджи земледельческих поденьщиков обыкновенно представляют рабочие помещения. Многие мануфактуристы дают работу более, нежели 3000 таких домашних рабочих, большей частью детям и подросткам, исключительно женского пола.
[…]
Из книги Г-жи Palliser мы узнаем (стр. 251 до 394), что множество различных сортов кружев, отличающихся прекрасными рисунками и весьма тщательным исполнением, в настоящее время более не производятся; только в музеях можно найти образцы, которые явно свидетельствуют об искусстве английских кружевниц. Когда, например, для приданого королевы Виктории хотели заказать кружева Lyme Regis, то не нашлось уже ни одной кружевницы в графстве Девоншир, которая бы умела его плести. То же самое можно сказать и о многих других сортах кружев. Некоторые другие сорта делаются немногими кружевницами, и производство поддерживается только тем, что королева заказывает подвенечные платья своим дочерям именно из таких то кружев. Заработок везде самый скудный не превышает одного шиллинга в день. Что надо понимать под кружевными школами, мы выяснили себе из выписок, сделанных из отчетов комиссаров, исследовавших условия детского труда. В Шотландии существовали также подобные школы для кружевного производства; детей бедного населения брали из госпиталей, подбирали с улицы, и отдавали их учительнице, которая обучала их плетению или шитью кружев, за это имела право в продолжении пяти лет пользоваться детским трудом. Дети вырабатывали в день от 10 пенсов до 1 шиллинга. Хотя в Шотландии производством кружев было и выгоднее заниматься, чем в Англии, вследствие большей дешевизны всех жизненных припасов, однако же в настоящее время это производство совершенно пало, и заменено вышиванием кружев по кисее, что если и не дает большого заработка, однако же не действует так вредно на здоровье. В приморских деревушках Англии отставные матросы, старики и дети занимаются плетением дешевого кружева Trolly. Бывает даже так, что, вернувшись с плавания, старый матрос, забывши или вовсе не знавши этого искусства, отправляется вместе с детьми в «dame school» т. е. школу, которой заведует учительница, и выучивается плести кружева.
В земледельческих округах богатые землевладельцы ничего не делают для поднятия промысла, а настоящее поколение населения настолько апатично и безучастно относится к своей участи, что только голод или другое какое-либо бедствие может вывести его из его сонного существования и вызвать его на принятие каких-либо мер, или на перемену занятия. Торговцы платят за кружева не деньгами, а товаром; некоторые настолько любезны, что выдают половину деньгами, а на остальную половину товаром. Во всей Великобритании можно насчитать только 2-х, 3-х фабрикантов, которые полную стоимость кружева оплачивают чистыми деньгами. В Шотландии очень сильно распространено прядение ниток для кружева. Там работают в настоящее время (в 1875 году) на 500 машинах и при каждой машине употребляются 36 чел. рабочих. Эти машины производят ежегодно ниток на 175.000 ф. стер. В Ирландии точно также ручное производство кружев постоянно падает. В 1855 году насчитывалось еще 1500 чел. кружевниц; в настоящее время только 500.
В конце 30-ых годов нужда рабочего населения, в особенности ткачей в Бельгии, возросла до такой степени, что бельгийское правительство нашло себя вынужденным назначить официальное исследование причин, вызвавших ужасную безработицу. Образовалось общество; «Association nationale pour le progrès de ľancienne industrie linière», задавшееся целью помочь всем тем, которые занимались обработкой льна, прядением, тканьем его и т. д. Результатом исследований, сделанных правительством, было отчасти: учреждение большого количества Atéliers de Charité, Atéliers ďapprentissage u êcoles ďapprentissage.
Цель, которая преследовалась этими разнородными заведениями была дать работу — тем кто нуждался в ней, обучать лучшему способу производства, найти сбыт произведениям изготовленным, одним словом не дать населению умереть с голоду в данную минуту, не подавая ему милостыни, и подготовить его отвечать тем требованиям, которые предъявлялись в то время к хорошему рабочему. Во всех заведениях занимались также кружевным производством в различных его видах. Так называемые êcoles ďapprentissage были специально предназначены для обучения девочек. Все они в большинстве случаев находились в ведении монахинь, фабрикантов и частных лиц, хотя правительство, имея право контроля над ними, очень часто оплачивало их содержание. В этих школах девочек 2 часа в день обучали чтению, письму, закону Божию; остальную часть дня они обучались шитью, вязанью, прядению, плетению кружев и т. д. Как только девочки начинали работать настолько хорошо, что их произведения можно было продавать, им платили деньги за сработанные предметы, в размере их стоимости. Правительственные чиновники, благотворительные общества, все старались находить сбыт этим произведениям.
Было даже время, когда заработок девочек стал так велик, что возникло опасение, что родители перестанут работать, и будут жить на средства, зарабатываемые детьми. Тогда стали выдавать детям на руки только одну часть заработка деньгами, другую же одеждой или другими полезными вещами. Так как учитель или учительница, обучающая общеобразовательным предметам находилась в школе в продолжении всего дня, то она имела возможность заниматься детьми, разделив их на маленькие группы, и учила их в различное время дня. Учение таким образом шло очень успешно. Такие школы были открыты в большом количестве благотворительными обществами и частными лицами. В настоящее время в Бельгии насчитываются до 850 таких школ, в которых, главным образом, обучаются производству кружев, как плетеных так и шитых, и в них обучается около 65.000 девочек. Кроме того, насчитывается до 400 фабрик, где работают кружево ручным способом. Везде существует крайнее разделение труда; одно из самых вредных занятий, это — отбеливание кружев, которое производится посредством какого-то состава из свинца. В новейшее время этот состав заменен другим, безвредным веществом, но те из кружевниц, которые работают не на фабрике, предпочитают прежний состав, так как он дешевле. От этого состава веки краснеют, вылезают брови и ресницы и показываются признаки отравления.
[…]

Китайское искусство. Историческое введение Вехи развития искусства Азербайджана