Close

Орнаментальные мотивы сузани

Сузани (сюзани) — традиционная узбекская, в меньшей степени — таджикская, вышивка. О сузани в целом читайте в  статье «Сузани — среднеазиатская вышивка». Как говорилось в указанной статье, сузани обладают своей особенной орнаментикой, благодаря которой эти вышивки можно рассматривать как отдельное явление культуры. Этим орнаментальным мотивам придавалось конкретное смысловое значение (закрепленное в их названиях). Но изображая предметы реального мира, они всегда принимают растительную форму — в этом характерная черта орнаменталистики сузани. Рассмотрим наиболее часто используемые мотивы.

Розетка (офтоб, ой, лола, лолача)

Имеет очень много вариаций: розетки на вышивке могут быть крупные и мелкие, совсем простые, или же сложные, с хорошо проработанной серединой. Определенные формы розеток использовались в основном при вышивке на белом фоне, другие же — чаще всего на цветном (см. рисунки ниже). Его семантика двойственна: с одной стороны это типичный цветочный мотив, однако в некоторых районах (например, в Ташкенте, сельских районах Бухары) предстает как мотив астрального характера. Местные названия этого орнаментального элемента говорят сами за себя: ой («луна»), офтоб ( «солнце»), лола («тюльпан»), лолача (уменьшительное от лола).

Сузани. Мотив офтоб
Офтоб
Сузани. Розетки, характерные для вышивок по белому фону
Розетки, характерные для вышивок по белому фону
Сузани. Розетки, характерные для вышивок по цветному фону
Розетки, характерные для вышивок по цветному фону

Фрагменты сузани с розетками:

Лиственное обрамление розеток

Имеет форму венка, у которого завитки отходят как с внешней стороны, так и с внутренней стороны. Для розеток, расположенных по углам композиции, венок может принимать форму разомкнутого ободка, концы которого круто отогнуты наружу. Известны различные названия лиственного обрамления: давра-пистоки («круглое-зеленое») или дойра-пистоки («зеленое в форме бубна»); употреблялось также название чамберек — «пяльцы».

Лиственное обрамление нередко имеет своеобразную «сердцевину», которая может рассматриваться как отдельный элемент (см. далее мотивы абри бахор и тир-у камон).

Болинпуш
пример с лиственным обрамлением различного вида

Абри бахор и тир-у камон (камони Рустам)

Абри бахор (весеннее облако) — полоса контрастного цвета посередине лиственного узора, составляющая как бы его сердцевину. На ранних вышивках эта сердцевина бывала двух видов. В одном варианте она довольно широкая, с гладкими краями, разделенная волнистой линией на поперечные отрезки, вышитые разными цветами. В Самарканде эта деталь называлась абри бахор — «весеннее облако». Возможно, способ цветового оформления мотива восходит к изображению радуги — об этом говорит представление, что он должен быть семицветным. На практике цветов меньше — три. Генезис и семантика этого узора, вернее его расцветки, не вполне ясны: термин абр, или абри бахор, приобрел второе, техническое, значение — пестрая расцветка вообще (в этом смысле он вошел в название пестрых среднеазиатских, так называемых абровых тканей, орнаментированных способом перевязки основы). В вышивальном искусстве оформление мотивов поперечными полосами разной расцветки было в ходу почти во всех районах. Особое развитие узор абри бахор получил в Шахрисабзе. В Самарканде помимо сердцевины листа так расцвечивались обычно мелкие мотивы, в том числе входившие в крупные розетки.

Тир-у камон (радуга) или камони Рустам («лук Рустама») — вариант заполнения лиственного кольца: посередине идет тонкая красная полоса; от нее в обе стороны зигзагообразно отходят довольно крупные зубцы светло-зеленого цвета теплого оттенка. Такая сердцевина лиственной части в Самарканде нередко тоже называлась абри бахор — видимо, в значении «пестрый», но имела и свое собственное название — тир-у камон. В буквальном смысле «стрела и лук», в Самарканде оно означало радугу (у других групп таджиков радуга — камони Рустам — «лук Рустама»).

Хотя названия этих мотивов часто путались, они были условными изображениями разных явлений природы: одно — радуги, второе — молнии. Путаница и замещение одного названия другим могли объясняться тем, что эти мотивы (то один, то другой) в композиции занимали одинаковые места и потому в сознании рисовальщиц и вышивальщиц могли взаимно заменять друг друга. Смешение названий облегчалось и тем, что первоначальный изобразительный смысл этих мотивов давно стерся, названия превратились в условные обозначения орнаментальных форм (или даже вообще пестрой расцветки).

Чирок и чорчирок

Чирок  (чирак)  («светильник») — мотив, представляющий из себя что-то вроде цветка на стебельке необычной формы.

Чорчирок («четырехфитильный светильник») — четыре мотива чирок, соединенные в виде косого креста. Иногда в узорах встречаются также парные фигуры (как бы разделенные на две части чорчироки).

Сузани. Мотив чорчирок
чорчирок

На самом деле это не цветок, а светильник, изображение которого с течением времени стало принимать растительные формы. Среднеазиатские масляные светильники — чирок (чирак) хорошо известны по многочисленным археологическим находкам, и среди старинных вещей домашнего обихода — они использовались в быту вплоть до распространения керосиновых ламп, что произошло только в последней четверти XIX в., и то лишь в городах. Существовало несколько вариантов чироков — на один, два и четыре фитиля, с овальными или круглыми вместилищами для масла. Помимо чисто бытовых функций чироки употреблялись и в обрядах: зажженным чироком, например, обводили вокруг головы жениха и невесты при первом их свидании во время свадьбы.

Корди-ош

Корди-ош («кухонный нож») — продолговатый мотив, положенный наискось между основными розетками: левый конец направлен вниз, правый вверх. Повторяет очертания реального кухонного ножа, распространенного в Средней Азии. С течением времени мотив всё более обретает растительные формы, превращаясь в извилистый побег, в ветку с пышной листвой.

Корди-ош — очень популярный мотив. Особое развитие он получил в 1880-1890-е годы: весь лиственный орнамент вышивок состоит из «ножей», которые разрастаются до чудовищных размеров и становятся похожи на громадные сабли. При общем обозрении вышитого панно они образуют как бы прерывистые волнистые линии и попеременно то сверху, то снизу охватывают розетки.

Встречается ещё и другой вариант этого орнамента — положенная наискосок веточка с отходящими от неё с двух сторон в противоположных направлениях цветками. Венчик цветка может иметь форму чирока.

среднеазиатский кухонный нож - прототип мотива корди-ош
среднеазиатский кухонный нож

Калямфур (каламфур)

Калямфур (каламфур) («красный перец») — как явствует из названия, изображает плод красного жгучего перца (имеющего ярко выраженную охранную функцию, защищающего от злых духов). Второстепенный, но очень часто используемый элемент. Имеет много различных вариаций (см. ниже). Некоторые варианты этого мотива похожи на знаменитый «пейслийский огурец».

Рафида и кафгир

Внешне схожие элементы, их прототипами являются предметы домашнего обихода.

Рафида — (термин обозначает подушечку, надеваемую на руку для защиты от жара, когда прилепляют лепешки к раскаленной стенке печи — танура) — крупные фигуры в виде профильных цветов, украшенных фестонами, с одним выступающим на конце зубцом.

Сузани
фрагмент сузани с мотивом рафида

Кафгир («шумовка») — крупный профильный цветок, край которого оформлен фестонами (без выступающего зубца).

Сузани. Мотив кафгир
Кафгир

Сандук-нуска

Сандук-нуска («сундук») — сложная композиция, по виду напоминающая сундук.

 

Источник: Сухарева О.А. Сузани: среднеазиатская декоративная вышивка. — М., 2006.

Отрисовки мотивов — автор сайта.

Комментарий

© Raretes 2016-2018