Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология

Атлас

Атлас по происхождению своему принадлежит Востоку. В переводе с арабского атлас значит «гладкий». Впрочем, В. Даль указывает на татарское происхождение этого слова. Точных указаний на время появления этой ткани мы не нашли, но она несомненно имеет значительную древность.
В западной литературе атлас начинает упоминаться с XV века. Филипп де-Коммин (в хронике короля Людовика XI), говоря о лодках, посланных навстречу Карла VIII при его прибытии в Венецию, сообщает, что две из них были покрыты малиновым атласом (Fr. Michel, Tome I, page 136). В России раннейшим документом, где нам встретился атлас, является духовная грамота князя Феодора Борисовича Волоцкого, писанная около 1523 года; в ней упоминается: «Шуба русская, — атлас червчат Венедитской».
Но, несомненно, атлас появился в обращении в России значительно раньше. Оба известных саккоса митрополита Фотия, привезенные им, согласно описям, в 1408-м году, шиты по гладкому лазоревому атласу. В XVI веке распространение атласа, как видно из старинных документов, было столь же значительным, как и в XVII в. Большинство митрополичьих саккосов XVI в., по указанию описей Патр. Ризницы, было скроено из различных атласов.
В отношении техники — выработка атласа достаточно известна и не требует особых пояснений. Уже Fr. Michel указал, что «атлас» — это восточное название «сатина». Действительно, атлас есть высокий сорт сатина, который свое название получил, как говорят, от sette, т.е. особой системы переплетения в раппорте семи нитей. Разница между сатином и атласом состоит только в том, что для последнего вводится большее число ремизок, т.е. большее число нитей на каждую единицу раппорта, чем достигается значительная плотность ткани.
Атласы, как и бархаты, имели целый ряд наименований; но, в отличие от первых, почти все эти наименования относятся только к месту их выработки или же к месту вывоза. Из терминов, связанных с техникой изготовления, в атласах можно указать названия: гладкий, узорный, золотный и аксамиченый. По месту выработки, в торговых книгах и документах XVII века называются атласы: венедицкий или виницейский, немецкий, а из восточных — кизилбашский, турский и китайский. Костомаров отмечает еще, без указания источника, атласы голландские, которые носили название амстердамских и болонских. Нам этих наименований атласа среди документов не встретилось.
Под именем венедицких или виницейских атласов следует разуметь вообще атласы итальянского производства. Для венедицких атласов характерно довольно редкое применение на них узоров, т.е. они «гладкие». Многочисленные образцы венедицких атласов сохранились на древних церковных одеждах и особенно на предметах шитых, так как по атласу удобно класть и прикреплять золотую нить. По качеству своему итальянские атласы очень высоки, обладают значительной плотностью и прекрасным шелком.
К числу гладких же атласов, по-видимому, нужно отнести и атласы немецкие, так как нам никогда не встречалось ни в оригинальных образцах, ни в специальной литературе, ткани с западным узором по атласистой земле.

Рис.38 Атлас золотный турский. Турция XVII в.

Все остальные атласы относятся к числу восточных; сюда входят: кизилбашские, китайские и турские. Они имеют тождественную технику и довольно легко распознаются по характеру узора. Кизилбашских атласов дошло до нас достаточно. Из числа предметов Патриаршей Ризницы можно указать на кафтан патриарха Никона, скроенный из кизилбашского атласа, по зеленой земле которого вытканы цветные гвоздики и гиацинты на ритмично изгибающихся ветвях (Оруж. Пал. № 12133), а также на великолепный кафтан XVII века, принадлежащий собранию Оружейной Палаты (№ 3671) (кафтан издан у F. R. Маrtin, Figurale Persische Stoffe aus dem Zeitraum 1550-1650. Stockholm, 1899). Образец китайского атласа сохранился на фелони Российского Исторического Музея; ткань имеет темно-синюю землю и песочного цвета китайский узор. Наиболее распространенными атласами в допетровской Руси были несомненно турские; об этом свидетельствуют документы и огромное количество сохранившихся образцов. В числе предметов Патр. Ризницы имеется датированный 1653 годом «коломенский» саккос из турского золотного атласа (Оруж. Пал. № 12013), (рис. 38), а также стихарь ризницы Архангельского собора (Оруж. Пал. № 12057), (Рис. 39).

Рис.39 Атлас золотный турский. Турция XVII в.
Набойка в России. История и способ работы Татары