Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология

Байберек

Байберек принадлежит к числу самых сложных и затруднительных для объяснения тканей. Наши документы неустойчиво и разнообразно называют эту ткань: байберек, баберек, бамберек, банберек и байбарак. Лингвистически происхождение наименования ткани указывается также весьма различно. По Академическому словарю «байберек» — название бухарское; по определению П. Савваитова — греческое, от bambakeros; по старинным же описям ткань именуется: турецкой, бухарской и китайской. Если же мы обратим внимание на узор ткани, то в имеющихся у нас образцах XVII века легко заметить его чисто западный характер. В литературе реальное значение этой ткани указывается очень неопределенно. По указанию Энциклопедического Лексикона (т. IV, СПБ. 1835 г., стр. 238) «Бамберек это род Бухарской шелковой ткани, на которой в ровном расстоянии по всей поверхности вытканы шишечки» (?). П. Савваитов же и Академический Словарь одинаково указывают, что байберек — «ткань из крученого шелка, гладкая или с золотыми и серебряными узорами». В западной литературе нам нигде не встретилось описание этой ткани; даже Fr. Michel обошел молчанием значение байберека, хотя он несомненно знал об ее существовании по тексту Путешествия Марко Поло, который он неоднократно цитирует.
В наших документах «байберек» появляется очень поздно; 1640-ой год — раннейшая дата, которую мы можем указать.
Образцов байберека дошло до нас довольно много, но они так разнятся по внешнему виду, а отчасти и по материалу, что дать им общую характеристику довольно затруднительно. Считаем целесообразным остановиться на рассмотрении всех наиболее типичных образцов байберека, сохранившихся в наших собраниях (разумеется, только на тех, наименование которых засвидетельствовано древними документами).
В числе предметов Патриаршей Ризницы имеется саккос, вероятно патриарха Адриана, который, согласно указаниям описей 1720 г., скроен из «байберека по рудожелтой земле, а по нем травы — золотные и серебряные» (Оруж. Пал. № 12028). (рис. 37).

Рис.37 Байберек. Запад (Италия?) XVII в.

Основа этой ткани состоит из хорошо проваренного, очень тонкого, шелка с небольшой примесью шерсти (примесь шерсти резко ощущается при сжигании нити), окрашенных в рудожелтый (оранжевый) цвет. Утков три, причем все они значительно толще, чем нити основы. Первый уток, сквозной, из такого же рудожелтого шелка, с примесью шерсти, как основа, но состоящий из целой пряди (некрученой) в пять ниток. Второй уток состоит из очень тонких парных нитей пряденого золота, проброшенных также через всю ширину ткани и совершенно закрывающих ими землю; свободными от золота остаются только контурные очертания около узора, в тех местах, где нитки волоченого золота опускаются под нити основы. Третий уток, которым выткан узор байберека, имеет очень толстую сканную нить пряденого серебра, введенную подкладным челноком в местах образования узора. Серебряный узор западного рисунка чётко и рельефно выделяется на золотой земле, имея местами расцветку и обрамление рудожелтого цвета.
Совершенно тождественная техника и материал замечаются на другом образце рудожелтого байберека, из которого скроена одна из епитрахилей (также Патриаршей Ризницы), (Оруж. Пал. № 12113).
В обоих образцах байберека обращает на себя внимание техника прикрепления парных нитей пряденого золота. Для их удержания, кроме рудожелтой основы, имеется отдельная основа из чрезвычайно тонких, редко положенных ниток натурального (без окраски) шелка. При диагональной системе переплетения этой основы с пряденым золотом, последнее удерживается весьма слабо и, при малейшем обветшании ткани утрачивает нить основы, а вместе с тем содействует обвисанию золотных нитей. На рисунке 37 вышеуказанного образца байберека, с саккоса патриарха Адриана, отчетливо видны почти повсеместно отделившиеся от «земли» нити пряденого золота, которые впоследствии были прикреплены крайне неискусно, путем штопки всей ткани.
Совершенно иначе выглядит байберек на клобуке патриарха Никона, который хранится в Воскресенском Музее (б. Ново-Иерусалимского монастырь). В монастырской описи XVII века, опубликованной архимандритом Леонидом (Чтение в Общ. Ист. и Др. Росс. за 1874 г., кн. 4, стр. 325) байберек назван «черным». Материал этого байберека совершенно однородный и состоит из шелка, с очень значительной примесью шерсти, заметной на глаз и ощупь. Система переплетения тонкой основы и очень толстого утка дает, как и в вышеописанных байбереках, репсовую выработку «земли».
Документы неоднократно упоминают о цветных (красных, зеленых, белых и др.) байбереках, не имеющих пряденого золота.
Таким образом, кажущееся столь резким отличие в золотном и гладком байбереках значительно умаляется, если принять во внимание, что основной материал — шелк с шерстью, и неизменная репсовая земля, — во всех образцах байберека одинаковы.
Как видим, крученого шелка в рассмотренных байбереках нет и, если он встречался упомянутым исследователям, — Строеву и Савваитову, то, во всяком случае, он не является для байберека характерным и не составляет существенной, отличительной особенности в строении ткани и ее материале. «Скань» применяется, но она входит только в узор ткани в отдельных местах. Еще раз повторяем, что наиболее типичным для байбереков вообще должно считать отмеченные особенности материала и системы переплетения нитей, а по отношению байбереков «золотных» — особый прием прикрепления тонкого пряденого золота.
Из всех золотных, или как теперь принято называть парчевых, тканей — байберек самая легкая, тонкая и мягкая.
Какие были байбереки: бухарские, китайские и турские — нам совершенно неизвестно. Напомним, что приглашенный в Москву Паульсон (Захар Павлов) особенно искусно выделывал байбереки и научил их изготовлению русских учеников. Надо полагать, что голландский мастер — Паульсон работал байбереки с западных образцов, вроде тех, которые сохранились в наших собраниях. Оружейная Палата издавна хранит два больших куска (до 10 аршин в каждом) черного и зеленого байберека, с одинаковым узором из мелких пятилепестковых цветочков. Не есть ли это образцы работ русских учеников, представленные ко двору в удостоверение приобретенного ими иноземного мастерства?

Набойка в России. История и способ работы Татары