Быт и нравы киргизов

Религиозность

Киргизы исповедуют мусульманскую веру такую же, как татары. Прежде они были язычниками; да и теперь в их верованиях сохранилось много всевозможных языческих суеверий и предрассудков. Киргиз верит в Бога, которого мусульмане называют Аллахом. Он каждое утро, с восходом солнца, и каждый вечер, с его закатом, — делает омовение и совершает молитву. Он снимает обувь, расстилает на земле коврик, становится на нем на колени и молится, повернув к востоку лицо. Веруя в Аллаха, он верит и в Мухаммеда, пророка его. Но он верит также и в духов: добрых и злых. Верит и в то, что души умерших живут на небе, на звездах, и могут иногда сходить с них на землю. Верит, что каждому дню в году соответствует особенная звезда, и каждый день находится под покровительством особой звезды, а так как, по верованью киргиза звезды бывают счастливые и несчастные, — то и дни бывают такие же. Мусульмане считают обязанностью хоть раз в жизни посетить Мекку, — город в Аравии, — и поклониться находящейся там гробнице Мухаммеда, их величайшей святыне. Но киргизы не считают обязательным совершать такие благочестивые странствования. У них в их родимых степях много своих святынь. Это — могилы их предков. Проезжая по киргизским степям, вы среди попадающихся на них, там и сям, холмиков, замечаете довольно высокие курганы (насыпи); это — киргизские кладбища. Иногда они пестреют надгробными памятниками, украшенными воткнутыми в них пиками, на которых развеваются пучки волос из лошадиных хвостов и грив. На такие могилы предков собираются, иной раз, киргизы и совершают на них поминки. Они поклоняются им и приносят жертвы. Могилы эти — величайшие их святыни. Проезжая мимо таких кладбищ, киргиз непременно остановится, помолится и положит у подножия кургана какую-нибудь вещь и немного съестных припасов. Всякий голодный, нуждающейся может себе взять из этих припасов, что хочет, как бы в дар от покойника. Но за это он должен оставить и от себя хоть что-нибудь, тоже в дар. — Если в степи вырастает дерево, — киргизы думают, что это не спроста: в этом месте, наверное, похоронен какой-нибудь святой человек. И они почитают такое место и поклоняются вновь объявившемуся святому.
Между киргизами не мало разных колдунов и гадателей. Гадатели, по их мнению, могут предсказывать будущее; гадают они и предсказывают: по звездам, по обожженным бараньим костям, и по блеску огня от зажженного бараньего жира. Но кроме предсказывания будущего, колдуны и гадатели могут, по мнению киргизов, иметь влияние на погоду; им, будто бы, ничего не стоит, то вызвать на землю дождь, то превратить в вёдро ненастье, или ненастье в вёдро. — Эти гадатели и колдуны набивают себе карманы, пользуясь темнотой и невежеством своих земляков. Занимаются такие колдуны и гадатели и лечением больных. Но что это за лечение! — Садится колдун на корточки перед больным и начинает играть на кобызге (рожке). Поиграет он, поиграет, оставит кобызгу и начинает орать благим матом, точно как под ножом, и затем бормотать разный вздор. Потом вдруг вскочит он, схватит плеть и принимается изо всех сил хлестать больного и по здоровому и по больному месту. Это он хочет «выхлестать из него болезнь».

Среднеазиатская мануфактурная промышленность Прикладное искусство Средней Азии