Искусство Средней Азии XVI—XIX вв.

Народное искусство. Изделия из металла и др.

Узбекские кустарные художественные изделия из металла — это главным образом медная посуда с чеканным орнаментом. Среди наиболее дорогих экземпляров (иногда исполненных из сплава с серебром) встречаются сосуды, в узор которых введена расцветка эмалевыми красками и инкрустация бирюзой. Поверхность металлических сосудов часто очень богато покрыта орнаментом, в мотивах которого есть ряд черт, сближающих его с иранскими узорами.
Следует отметить также ювелирные изделия из золота, серебра и цветных камней (главным образом украшения для женского наряда), а также художественные работы, исполненные тиснением по коже (переплеты для книг, футляры и т. п.).
Оригинальные предметы искусства представляют блюда, изготовленные в селении Нур-Ата из серого мраморовидного камня; на этих блюдах рельефом выполнены узор и надписи.
В заключение обзора дореволюционного узбекского искусства следует еще сказать несколько слов о живописи. В условиях феодально-религиозного гнета, когда изображение образа человека в искусстве считалось нарушением законов ислама, в Средней Азии не было станковой живописи. Однако, кроме упомянутых выше, исполненных красками декоративных архитектурных росписей, узбекские художники украшали лаковой живописью мелкие бытовые предметы (например, тонкие орнаментальные композиции на пеналах из папье-маше, изготовлявшихся в Бухаре), а также не были чужды искусству миниатюрной живописи.
Новейшие исследования с полной определенностью устанавливают существование в Бухаре еще в XVI в. миниатюристов, украшавших рукописи. Известны имена миниатюриста Махмуда, Музаххеба и его ученика Абдулло. Начало бухарской школы миниатюры связывается с переселением туда некоторых мастеров из Герата после падения династии тимуридов. Известны миниатюры, исполненные узбекскими художниками и в последующие эпохи и далее в послереволюционный период.

Японская женщина Искусство Средней Азии XIII-XV вв.