Искусство Средней Азии XIII-XV вв.

Архитектура и архитектурная декорация при Улуг-беке

После смерти Тимура (1405 г.) Средняя Азия еще несколько десятилетий была политически объединена с Ираном под властью тимуридов. Столица была перенесена в Герат, где до 1447 г. находился глава государства — сын Тимура Шахрух. Правителем Мавераннахра с 1411 по 1449 г. являлся внук Тимура Улуг-бек, но даже современники не считали его только наместником и в ряде документов называют его «величайшим султаном», не упоминая даже о Шахрухе. Время правления Улуг-бека — наиболее интересный и значительный период в истории Средней Азии XV в. Границы государства при Улуг-беке первоначально расширялись на север и восток, но во второй половине его правления уже начало усиливаться продвижение кочевников в Мавераннахр, и их военные отряды в отдельных случаях доходили до Самарканда.
При Улуг-беке Самарканд являлся одним из крупнейших культурных центров, где развивались наука (особенно математика, астрономия), литература и искусство. Улуг-беком была построена обсерватория, работы которой явились ценным вкладом в историю астрономии. На портале бухарского медресе была начертана надпись: «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Историки отмечают значительную разницу в культурно-бытовой обстановке шахруховского Герата и улугбековского Самарканда. В первом принимались меры по укреплению внешнего мусульманского благочестия с его постами и т.п., во втором — в быту феодальных верхов пренебрегали законами шариата: не только двор правителя, но и знать в других городах постоянно устраивали охоты, пышные пиры и прочие увеселения, в которых принимала участие и верхушка мусульманского духовенства.
При Улуг-беке продолжалась довольно интенсивная строительная деятельность, особенно в Самарканде. Кроме сохранившегося большого медресе на Регистанской площади, исторические источники сообщают о постройке напротив него ханаки (славившейся своим высоким куполом), новой соборной мечети, бань и других зданий. До нас дошли три медресе, сооруженные при Улуг-беке: в Самарканде, Бухаре и Гиждуване. Они являются древнейшими известными на территории Средней Азии постройками этого типа, хотя о существовании медресе еще в X в. упоминает Нершахи. Мы не знаем, в какой мере зодчие при Улуг-беке воспроизводили облик ранее существовавших зданий духовных школ, но можем констатировать, что улугбековские медресе представляют вполне сложившийся архитектурный тип и послужили образцом для последующих сооружений этого рода.
Среди улугбековских медресе наибольшей разработанностью архитектурных элементов и богатством отделки отличается самаркандское, сооружение которого было закончено в 1420 г. Медресе представляло большое (56 X 81 метр) прямоугольное двухэтажное здание с почти глухими снаружи стенами (илл. 49).

Над главным фасадом возвышался высокий, почти квадратной формы портал. Два меньших портала украшали боковые стороны здания. По углам высились минареты. Кроме того, над угловыми помещениями находились купола. Второй этаж и купола были позднее разрушены, и сейчас медресе потеряло свой первоначальный вид. Внутри большой прямоугольный двор был прежде окружен двухэтажной аркадой, архитектурно выражавшей расположенные по периметру двора небольшие помещения — худжры, предназначенные для учеников медресе. С каждой стороны двора аркада посредине прерывалась декоративным порталом с глубокой нишей, служившей открытым помещением для занятий. В углах здания сохранились довольно большие купольные помещения — аудитории, а вдоль заднего фасада — помещение мечети удлиненной прямоугольной формы. Кроме главного входа, который в обычное время, по-видимому, был закрыт, во двор попадали через два извилистых коридора, что, по мнению некоторых исследователей, делалось для полной изоляции внутренних частей здания от улицы.
Бухарское медресе, построенное в 1417/18 г. исфаханцем Исмаилом, сыном Тахира, и гиждуванское имеют более простой план; последнее, кроме того, одноэтажное. Однако все три медресе эпохи Улуг-бека характерны своими стройными пропорциями, что особенно хорошо чувствуется в бухарском, сохранившем, несмотря на позднейшие ремонты, наиболее целостный архитектурный облик. При Улуг-беке построены также мечеть в г. Шахризябсе (дата постройки 1435 г.), представляющая большое купольное сооружение с порталом, двухэтажные пристройки и портал перед мавзолеем Гур-Эмир, мечеть Абди-Дарун в Самарканде, ворота и некоторые мавзолеи в группе Шах-и-Зинда. К XV в. по художественно-стилистическим данным надо отнести еще ряд построек в Самарканде (мавзолеи Ишрат-хана, Ак-Сарай и так называемый Биби-ханым, перед известной мечетью того же названия) и вне его (мавзолеи в Термезе — в группе мазаров Султан-Саадат, в Мерве, в Зинги-ата близ Ташкента и другие).
В архитектуре этих зданий сохранены знакомые уже нам по памятникам эпохи Тимура декоративные приемы [например, высокие барабаны мавзолеев Ишрат-хана (илл. 51) и Кази-Заде-и-Руми, остатки двойного купола мавзолея Биби-ханым и др.], но также появляются и некоторые новые моменты. Так, в мавзолее Ак-Сарай, в здании большой мечети у гробницы Кусам-ибн-Аббаса в Шах-и-Зинда и в некоторых других мы видим купола, покоящиеся на системе пересекающихся подпружных арок, — конструкцию, которая позволила строить купол по диаметру меньший, чем ширина перекрываемого помещения.

Особый интерес представляет декоративное убранство построек XV в. Исключительного художественно-технического совершенства достигают мозаики, покрывающие большие участки стен в медресе Улуг-бека в Самарканде (илл. 50), на пристройках вокруг мавзолея Гур-Эмир и в ряде других зданий.

Гладкая ровная глазурь отличается чистотой тона при большом разнообразии цветов. Основным узором мозаик улугбековского времени становятся стилизованные растительные мотивы, образующие вместе с надписями тончайшие орнаментальные многокрасочные композиции.
Для мозаичной декорации улугбековского времени типичны панно (иногда довольно крупные) и обрамления с богато разработанными медальонами из цветочного орнамента и фризы с надписями, исполненными почерком «насх» и переплетенными со спирально закручивающимися стеблями растений. Чисто плоскостной узор мозаик XV в. использует всю ту богатую цветовую гамму, которую мы уже отмечали впервые в декорации некоторых мавзолеев Шах-и-Зинда. На обычно синем основном фоне располагается целая симфония белых, желтых, зеленых, марганцево-черных цветков, голубых и зеленых стеблей, белых и желтых букв. Элементы узора детально разрабатываются. Например, каждый отдельный мотив стилизованного цветка исполняется в два-три цвета: отдельно вырезаются сердцевина, лепестки, листья. В мозаике XV в. средневековые ремесленники-художники показали образцы высокого декоративного мастерства.
Большой декоративный эффект создавался также получившими в XV в. развитие монументальными росписями внутри помещений. Благодаря работам последних десятилетий и особенно исследованиям художника И.К. Мрочковского удается реконструировать былой вид стенной живописи, наиболее интересные остатки которой сохранились в Ишрат-хана, мавзолеях Ак-Сарай и Биби-ханым.
В декорации зданий XV в. мы встречаем особую слегка рельефную живопись, технику которой исследователи называют «кундаль». По алебастровой подготовке наносился контур узора, затем часть рисунка покрывалась при помощи кисти глинистой массой, состоящей из красной глины «кзыл-кисяк», алебастра и растительного клея. На полученный таким образом рельефный узор накладывалось листовое золото, по которому производилась дополнительная раскраска цветов и орнаментов; фон исполнялся синей краской — ляпис-лазурью.
Богатейшая роспись техникой «кундаль» украшала верхние части стен и своды самаркандских мавзолеев Ак-Сарай и Ишрат-хана (илл. 52).

Общий стиль этих росписей и их былая, теперь утраченная в силу механических повреждений и химических изменений яркая расцветка вполне соответствовали декоративному характеру мозаичного убранства на стенах снаружи построек и, возможно, благодаря преобладанию золота на синем фоне оставляли даже еще более богатое впечатление.
В зданиях XV в., имевших внутри монументальные росписи, низ стен обычно украшался изразцовой, иногда довольно высокой панелью; в Ак-Сарае (сохранились остатки тончайшей мозаичной панели; в Ишрат-хана была панель из шестиугольных темно-зеленых изразцов, на которых поверх глазури нанесен золотом и серебром мелкий рисунок.
Декоративному убранству зданий XV в., по сравнению с архитектурной декорацией эпохи Тимура, свойственна некоторая изысканность исполнения, иногда приводившая к излишней измельченности и дробности рисунка. В узорах росписей XV в., как и в мозаиках, преобладает растительный орнамент. Довольно часто (например, в мавзолеях Ак-Сарай и Ишрат-хана) исполненные живописью цветы и растения трактованы менее условно, чем в мозаичных медальонах. В так называемом мавзолее Биби-ханым, время постройки которого точно не установлено, но наиболее вероятно относится к началу XV в., ряд панно имеет рисунок в виде нескольких, расположенных одно над другим деревьев и кустов (илл. 53).

Изображения совершенно плоскостные, исполненные на белом фоне синей краской с красно-коричневой и изредка зеленой расцветкой плодов. Эти панно в общем, вполне соответствуют монументальному характеру декорировки, но в их мотивах, как и в свойственной XV в. трактовке растительных узоров, нарушается строго отвлеченный характер орнаментального стиля декорации среднеазиатской архитектуры феодального периода.
В композиции и колорите росписей мавзолея Биби-ханым есть элементы, заимствованные из китайского искусства. Исторические источники говорят об оживленных торговых и культурных связях Средней Азии с Китаем при Тимуре, а также с некоторыми перерывами и в первой половине XV в.
В одном из загородных садов Улуг-бека близ возвышенности Чупан-ата был павильон, облицованный внутри китайским фарфором, привезенным в Мавераннахр в несколько приемов. Найденные у подножья Чупан-ата, служившие, по-видимому, украшением дворца Чиль-Сутун, исполненные из «кашина» подставки для ваз, имеют роспись синим кобальтом по белому фону, близкую некоторым типам китайского фарфора (илл. 54).

Заимствованием у Китая надо объяснять также появление изображения драконов в декорации мечети в Анау. Эта мечеть, построенная в середине XV в. при Абул-Касым Бабур Бахадур-хане, является прекрасным памятником зодчества и представляет редкий для Средней Азии так называемый иранский тип мечети с большим залом, открывающимся наружу входом во всю ширину передней стены (илл. 55).

Высокое внутреннее помещение мечети перекрыто куполом на подпружных арках. Портал здания снабжен интересным парапетом с семью сквозными окнами и фланкирован по бокам двухэтажными, сейчас сильно разрушившимися пристройками.
В декоративном убранстве мечети, среди мозаичных панно с надписями и узорами особенно выделяются тимпаны портала, имеющие упомянутые изображения драконов. Исполненные резной мозаикой две громадные фигуры фантастических чудовищ симметрично расположены по обе стороны от арки. Их фиолетово-черные узкие тела с желтым хребтом и белыми контурами чешуи изгибаются по синему, покрытому разноцветными растительными узорами мозаичному фону. Изображения драконов оригинально сочетаются с окружающими их мусульманскими религиозными текстами.

Искусство Средней Азии XVI—XIX вв. Искусство Средней Азии VIII-XII вв.