Close

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8


8

Занятия туркмен

[…]

Кустарная промышленность

Промышленность туркмен по переработке сырых материалов имеет вид мелкой кустарной и ремесленной промышленности. Все работы этого рода производятся обыкновенно в кибитке самим хозяином или хозяйкой, в редких лишь случаях прибегающих к труду наемных рабочих.

Производство кошем и войлоков

В ряду различных видов местной кустарной промышленности по размерам производства первое место бесспорно принадлежит изделиям из шерсти, и в ряду этих изделий — производству кошем и войлоков. Развитие этого рода производства объясняется большим спросом на кошмы для потребностей внутренней жизни туземца. Сообразно с этими потребностями, кошмы изготовляются кибиточные серого и белого цвета, подстилочные — темные, зачастую украшенные цветным узором, и белые войлоки для попон, потников и других надобностей. Всего в области выделывается до 60 тыс. штук кошем в год, из которых половина приходится на Красноводский уезд, где племя йомудов делает самые лучшие кошмы в области.
Для валяния кошем употребляется камышовая полость подобная той, которой обтягивают снаружи туркменскую кибитку. Полость эту расстилают на земле и, если хотят делать узорчатую кошму, то укладывают на ее поверхности куски заранее окрашенной шерсти в виде задуманных узоров, затем настилают поверх узоров возможно ровный слой выбитой и очищенной от песка и грязи бараньей шерсти и, осторожно закатав полость в трубку, валяют се до тех пор, пока кошма ни будет готова.
Оставшиеся от удовлетворения местных потребностей запасы кошем служат предметом вывоза.

Ковровое и паласное производство

Следующее место в ряду изделий из шерсти принадлежит ковровому и паласному производству.
Продукты производства этого рода назначаются главным образом для удовлетворения местных потребностей и, затем уже, для продажи. Они могут быть подразделены на ковры и паласы (безворсовые ковры), причем первые, в свою очередь, на ковры в собственном смысле, намазлыки, энси, чувалы, торбы, дорожки и переметные сумы.
Ковры делаются больших и малых размеров; впрочем, больше 6 аршин длины выделываются редко.
Намазлыком называется маленький коврик, подстилаемый под ноги во время молитвы, а энси — коврик, предназначенный для завешивания двери кибитки.
Чувалы и торбы есть ничто иное, как длинные и узкие ковровые карманы с бахромой, привешиваемые к стенкам кибитки и служащие для складывания мелких хозяйственных принадлежностей.
Дорожка имеет вид ковровой ленты от ½ до ⅓ аршина ширины и до 20 аршин длины и употребляются для обвязывания деревянного остова кибитки.
Ковров выделывается в области до 1000 шт., паласов до 1500 шт., дорожек до 600 шт. и мелких ковровых изделий до 14 т. штук в год. Ковровое производство в области есть туркменское производство по преимуществу. Ни проживающие в области племена арабского происхождения, ни прочие тюркские племена делать их не умеют и, несмотря на долголетнее совместное жительство, не переняли у туркмен этого искусства. Очевидно, туркменская женщина имеет к тому врожденную способность. Иным образом трудно объяснить возможность производства таких хороших ковров с весьма сложным, состоящим из тонких прямых линий, рисунком, при том примитивном способе производства, который нами будет описан ниже. Несмотря на незначительное количество производимых в области ковровых изделий, это искусство у текинцев не может исчезнуть. По установившемуся обычаю всякая туркменская девушка обязательно проходит школу ткацкого искусства, так как она должна участвовать в производстве ковров, предназначенных ей в приданое при выходе замуж. Этой работой она занимается в кибитке своего отца в течение нескольких лет, протекающих между выходом замуж и окончательным переходом ее в кибитку мужа.
Подбор рисунков туркменских ковров различен для разных племен. Самый древний рисунок, называемый «салорская роза» (салор-гюль), употребляется преимущественно текинцами Мервского уезда, которые, нужно думать, восприняли его от салор через посредство сарыков вместе с занятием Мервского оазиса. К несчастью, родоначальники этого рисунка, а может быть и самого коврового производства — салоры почти совершенно перестали заниматься выделкой ковров, но, судя по оставшимся экземплярам древнего производства, оно у них достигало большей степени совершенства.
Кроме древнего салорского рисунка на ковровых изделиях туркмен выделяются, как наиболее характерные, рисунок ахальской, эрсаринской и йомудской розы, и рисунки намазлыков и энси, изображающие в главных своих чертах план каабы, которые тоже, надо полагать, старинного происхождения. Рисунки туркмен, живущих по берегу Каспийского моря: огурджалинцев, икдыр и абдал, вошедших с давних пор в торговые сношения с Россией и Персией, утратили до некоторой степени характерные черты туркменских рисунков. Здесь мы находим целый ряд новых рисунков, в которых нельзя не видеть заимствования и влияния требований рынка.
В настоящее время по своему качеству, на первом мест можно поставить ковровые изделия пендинских сарыков, затем мервских, тедженских и асхабадских текинцев, наконец йомудов, огурджалинцев и других племен Красноводского уезда. Техника коврового производства поражает своей примитивностью. Для производства ковровых изделий отбирается белая шерсть лучшего качества, из которой приготовляются нитки для основы и ворса, причем последние окрашиваются в соответствующие цвета.
Для окраски шерсти туркмены употребляют краски преимущественно растительного происхождения, привозимые из Персии, Индии и Хивы; только одна желтая краска добывается на месте из растения «сарычоб».
Для того, чтобы краска была прочна, шерсть предварительно обрабатывают различными протравами: квасцами, бузгунджем (нарост на листьях фисташкового дерева) или гранатной коркой.
Ковровый ткацкий станок состоит из 4-х кольев, вбиваемых в землю по углам предположенного к тканью ковра. За эти колья закладывают 2 палки, на которые натягивается основа. Для того, чтобы нити основы не сдвигались по палкам, они примазываются к ним разведенной глиной. Когда основа приготовлена, приступают к тканью. Если ковер широк, то ткут его несколько женщин, садящихся в ряд, с таким расчетом, чтобы на каждую пришелся участок основы не более одного или полутора аршина ширины.
Каждая ниточка ворса руками обвязывается вокруг соответствующих ниток основы и обрезывается маленьким ножичком, который ткачиха всегда держит в правой руке. Когда пройден таким образом целый ряд, между нитями основы продевается нитка и прибивается тяжелой железной гребенкой.
Раз соткана полоса ковра в ⅓ дюйма шириной, приступают к обрезыванию ворса при помощи простых железных ножниц работы местных кузнецов.
Таким образом работа продолжается до окончания ковра. Работа ковров указанным способом настолько мешкотна и кропотлива, что одна ткачиха в неделю не может соткать более полутора квадратных аршин.
Текинские ковры старой работы, благодаря замечательной крепости ткани и прочности цветов, своему строго выдержанному и правильному узору и безукоризненно ровной стрижке приобрели большую известность и обеспеченный сбыт. Цена на них за последние 10 лет поднялась более чем вдвое и с года на год продолжает увеличиваться. В настоящее время при покупке на месте производства квадратный аршин текинского ковра обходится от 7 до 10 рублей, смотря по качеству работы.
К сожалению, достоинству ковров в последнее время нанесен сильный ущерб введением более ярких и разнообразных, но менее прочных анилиновых красок и расширением производства в ущерб прочности, благодаря чересчур большому спросу последнего времени, добросовестное удовлетворение которого не по силам населению.

Производство материй из шерсти, шелка и бумаги

Кроме кошем и ковровых изделий из овечьей шерсти выделывается анучная и мешочная материя, лошадиные торбы и другие мелкие хозяйственные принадлежности, а из верблюжьей — сукна на халаты.
Изделие сукон из верблюжьей шерсти, распространенное до некоторой степени во всех уездах области, достигло наибольшего совершенства у сарыков, которым удается производить этого сорта материи замечательной тонкости. Цена верблюжьей материи быстро изменяется сообразно с ее толщиной от 3 руб. 50 коп. до 60 руб. за кусок для халата.
Из козьей шерсти туркмены выделывают только веревки.
Следующим по значению кустарным производством является тканье материй из шелка и бумаги.
Этот промысел особенно распространен среди тюркских племен не туркменского происхождения: алиели, нахурли, мурчали и др., и весьма слабо у настоящих туркмен.
Искусные ткачихи дорогих ковров в большинстве случаев не умеют соткать самой простой рубашечной материи. Благодаря этой особенности, туркмены, за редким исключением, для своей одежды должны приобретать покупкою материи персидского или русского производства, а халаты в Хиве.
Туземцы области выделывают материи шелковые, полушелковые и бумажные. По назначению они разделяются на материи рубашечные и материи для халатов.
И того, и другого сорта существует много видов, носящих различные названия и лишь очень мало отличающихся друг от друга.
Рубашечные материи бывают или красные шелковые, или пестрые, красно-синего цвета полушелковые и бумажные. Из этого сорта наиболее распространены материи: «кырмызы» и «алача».
Материи для халатов, за редким исключением, имеют красный цвет с желтыми полосками.
Станок, на котором ткутся эти материи, а также весь ассортимент приборов, употребляемых для пряжи и размотки ниток, поражает своей грубостью и примитивностью. Туркменский ткацкий станок устанавливается над вырытой в кибитке небольшой четырехугольной ямой и состоит из палки, на которую накручивается основа, берда, привешиваемого за веревки к крыше кибитки над ямой и пары нитяных перетяжек, привешанных также к потолку и управляемых спущенными в яму ногами ткачихи при помощи двух петель. Другой край основы привязывается к кибиточной решетке. Тканье производится при помощи деревянного челнока с вставленной внутрь камышовой шпулькой.
Шелковых и бумажных материй производится в области до 4000 кусков в год. Всеми вышеперечисленными кустарными производствами занимаются женщины.

Ремесленные производства

Наконец, мы скажем несколько слов о ремесленных производствах, составляющих принадлежность мужского труда. К этого рода ремеслам принадлежат: сапожное, кожевенное, серебряных дел, кузнечное, плотничье, гончарное, мыловаренное и др.
Все эти производства предназначены для удовлетворения потребностей местного населения и не имеют сбыта за пределы области.
Нельзя не обратить внимания также на то, что насколько туркменская женщина производит предметы высокого качества, где зачастую виден большой вкус и даже, пожалуй, хотя и примитивное, художественное творчество, настолько изделия туркмен мужчин грубы, топорны и лишены всякого изящества.
Самый большой спрос среди местного населения существует на изделия серебряков. Каждый зажиточный туркмен старается обзавестись богатым конским убором, сплошь набранным серебряными блестками и украшенным сердоликами, единственным камнем, который любят туркмены, а также навешать возможно больше серебряных украшений и побрякушек на своих жен и детей. Сравнительно большого искусства в деле выделки серебряных украшений достигли Мервские серебряки, изделия которых расходятся на всю область. Такую же известность в своем ремесле получили ахальские сапожники.
Вышеперечисленными ремеслами занимаются в области повсеместно, но есть ремесла, составляющие как бы принадлежность отдельных племен и родов. Так в Мервском уезде седельным ремеслом занимается род «язи», кибиточным — «ших», выделкой деревянной посуды — «яры-геокча», производством плетей — «бурказ». В Асхабадском уезде седельным и кибиточным ремеслом занимаются «нухурцы».


Предыдущая страница

© Raretes 2016-2018