Close

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8


4

Туркмены

Происхождение названия

Туркмены различных племен составляют в области главную массу туземного населения. Число их простирается до 246500 человек, что составляет 79% всего туземного населения области.
Слово «туркмен» по объяснению единственного историка туркменского народа Абуль Гази Богадур Хана, приведенному в написанной им 250 лет тому назад книге «Родословная туркмен», происходит от персидского слова «тюркманенд», т. е. похожий на тюрка. Это название дали Мервские таджики тем тюркским племенам, которые во времена Салор Казана и Аббасидов прикочевали сюда из Туркестана. «Тех туркмен», говорит Абуль Гази: «которые попали в Мавераннахр, таджики сначала называли тюрками. Спустя пять или шесть поколений они изменились под влиянием земли и воды… глаза их сделались большими, лица маленькими, а носы большими. «Очевидно» отмеченная Абуль Гази Богадур Ханом перемена в типе туркмен произошла от смешения их крови с кровью арийской.
Другие говорят, что туркмены, жившие в Персии, на вопрос персов о происхождении говорили «тюркмен» что значит «я тюрк», отчего это прозвание и осталось за ними.

Происхождение и история туркмен. Салоры и их переселение в Мерв, Ирак и Мангишлак

Салоры, от которых произошло большинство туркменских племен, обитающих в области, были одной из ветвей Огузова племени. Ветвь эта древнего происхождения: она ведет свое начало от Салора, сына Таг Хана и внука Огуз Хана, этого мифического героя тюркских племен, современника Кеюмерса, жившего за 6000 лет до настоящего времени на берегах Иссы-Куля.
Туркмены теке, йомуд и сарык, составляющие главную массу туркмен области, считают своим родоначальником Салор Казана и, как кажется, совершенно основательно. Историю туркмен, как самостоятельной народности, отличной от остальной части Огузова племени, нужно начинать с переселения салор из Туркестана в Мавераннахр, т. е. на левый берег Аму-Дарьи и в округ Мерва. Переселение это было последствием упорной вражды и беспрерывных войн в течение 5-6 поколений с тюркским племенем беджне, которое выгнало их с занимаемых ими до сего времени мест и заставило бежать за Аму-Дарью. Это событие произошло при жизни отца Салор Казана — Энкеша,бывшего старшиной салорского племени во время владычества в Мерве Аббасидской династии в 300 годах мусульманского летосчисления, т. е. около 1000 лет до настоящего времени.
С этого времени, т. е. со времени Салор Казана началась упоминаемая Абуль Гази перемена типа туркмен, обособившая их в отдельную этнографическую группу.
Этим переселением Абуль Гази почти заканчивает связную историю Огузова племени, которое вскоре распалось на мелкие части и прекратило существование в качестве отдельного монархического государства.
Как и где жили салоры с этого времени, Абуль Гази дает нам мало указаний.
Очевидно, часть их продолжала жить в Мерве и при следующих династиях; это мы видим из отрывочных указаний арабских писателей того времени.
После междоусобных войн в царствование Али-Хана многие племена Огузова племени, в числе которых были и салоры с присоединившимися к ним племенами имр, икдыр и другими, откочевали в Мангишлак и в горы Хиссара.
В то же время 10 тысяч кибиток салор под предводительством Дингли Бека ушли в Хорасан, где оставались много лет; оттуда они перекочевали в Ирак и Фарс, и «там устроились, как на родине». Когда султан Мелик Шах, отец Султан Санджара, завоевал Ирак и Фарс и перенес свою столицу в Исфахан (около 1070 г.), часть салоров получила разрешение перекочевать из Ирака в Мангишлак.
«В старину говорили», пишет Абуль Гази: «закочевало Огузово племя. Есть ли для него кочевья, есть ли для него стоянки?».

Богатырь Салор Огурджик и дальнейшие переселения салор. Происхождение племен йомуд, теке, сарык

Во время пребывания салор в Ираке среди этого племени среди этого племени появился богатырь Салор Огурджик, к потомству которого и принадлежат все главные из обитающих в области туркменских племен. Абуль Гази рассказывает, что Салор Огурджик, не чувствуя себя в силах сопротивляться кочевавшему в Ираке племени баяндер, с 1000 кибитками бежал в Шемаху. Оттуда, опасаясь преследования Баяндеров, ушел в Крым, а затем, через Атель (Волгу) прошел к Яику (Уралу). Проживши здесь несколько лет, Огурджик поссорился с ханом кочевавшего там племени Канлы, по имени Гек Тонли, и принужден был уйти с 300 кибитками в Мангишлак и Абуль Хан (Балханские горы).
Далее, Абуль Гази приводит подробное перечисление ближайших потомков Салор Огурджика и туркменских племен, которые от них произошли. Большинство из этих племен в настоящее время не обитает в пределах области, почему мы перечислять их здесь не будем. Скажем только, что племя йомудов он производит от внука Салор Огурджика — Кулми, текинцев и сарыков от салора — Той Тутмаз.
Этим ограничиваются все сведения о туркменах, которые мы могли почерпнуть из сочинений Абуль Гази Богадур Хана. Принимая во внимание, что сочинение это было написано в средине семнадцатого столетия, нет ничего удивительного, что о племенах текинцев, сарыков и йомудов, племенах, бывших в то время, может быть, еще вновь образовавшимися родовыми группами, незначительными по своему численному составу, сказано так мало.

Отрывочные сведения по дальнейшей истории туркмен

Некоторые сведения по дальнейшей истории туркмен за время их поселения в пределах нынешней Закаспийской области можно найти в истории Хивинского ханства, в подданстве которого, иногда номинальном, они находились. За неимением других данных, мы здесь воспользуемся разрозненными указаниями в сочинениях позднейших историков. По этому предмету мы находим некоторые отрывочные сведения у Веселовского (Веселовский, очерк истории и географич. сведений о Хивинском ханстве , изд. 1877 г.), который указывает, что при Софиаре, Хане хивинском, в начале десятого века, туркмены занимали Мангишлак, Балханские горы, и жили по берегам Аму-Дарьи и в Дегистане и платили дань хивинцам.
В то вреимя по реке Аму, которая текла в Каспий, от Ургенча до Балхан были сплошные поселения туркмен: от Пишгяха до Кара Кичита (черный брод) кочевало племя адаклы хызыр, от него до Балхан племя али, а оттуда до моря Тиведжи.
Абуль Гази хан в 1637 г. усмирил туркмен, забравших власть в свои руки. Они жили в Теджене, Бами, Беюрме и на берегах Атрека и Гюргена.
Около 1736 г. Надир Шах победил Хиву и приказал живших там теке и йомудов водворить в Хоросане.
По показанию Гладышева и Муравина, бывших в Хиве в 1741 году туркмен было 4 тобы: теке-йомуд, човдур, Мангишлак и Теджен, а всего до 30 тыс. человек, и все они состояли под властью Хивы.
Филипп Еремов, бывший пленником в Хиве около 1785 года, указывает, что теке и салор кочевали по Аму вниз от Чарджуя; кочевья же туркмен к западу от Хивы начинались в 25 в. от сел. Амбар.
В конце восемнадцатого столетия туркмены являлись бичом Хивинского ханства. В 90-х годах того же столетия при Авяз Инаке были 4 возмущения туркмен йомудов, которые при всякой смене хана производили смуты в стране.
В 1813 году Мухмед Рахим Хан предпринял поход на Персию. Племена теке и гоклан отказались идти с ним. Возвратившись в Хиву, он пошел наказать их и разбил туркмен теке совершенно; их пахатные земли были отобраны и захвачено много пленных. Текинцы под начальством Мурад Сердара скрылись в горах. Голод заставил их уплатить дань Хивинскому хану, и часть их перекочевала в Хиву. Также он призвал в Хиву поколение човдор и ессен-или (гокланы), кочевавшее в Мангишлаке, которое препятствовало торгу между астраханскими купцами и Хивой. Поколение ата, кочевавшее близ Каспия, было вытеснено из Балханских гор йомудами и прибегло под защиту Хивы.
В 1832 году Хивинский хан Алла Кул взял Мерв и Серахс. Текинцы заплатили контрибуцию. В 1839 году снова был поход, чтобы наказать туркмен теке за неповиновение.
В 1846 году бухарцы подстрекнули текинцев завладеть Мервом, принадлежавшим Хиве, и те напали и вырезали всех хивинцев. С этого времени начались ежегодные походы Хивинского хана против туркмен, но последние скрывались в песках.
В 1858 году туркмены со своим ханом вели борьбу с вновь назначенным в Хиве ханом Сеид Мухамедом и осадили несколько городов. В том же году йомуды, приглашенные на помощь Кунградскому беку Мухамед Феналу, провозгласили его Хивинским ханом.

Занятие текинцами Ахала, Теджена и Мерва

Петрусевич (Зап. Кавк. Отд. Имп. Р. Г. О. кн. XI вып. I, 1880 г.) сообщает, что по рассказам Буджнурдского и Кучанского правителей, текинцы заняли Ахал 163 года тому назад, во времена шаха Тахмаспа; с тех пор до настоящего столетия они ограничивались пределами оазиса. Но увеличение населения и ограниченное количество воды заставили текинцев отыскивать себе новые места, годные под поселения. Под предводительством Ораз Хана часть текинцев вышла из Ахальского оазиса и поселилась по Герируду, верстах в 80 прямо на восток от селения Гяурса.
Ораз Хан, перебравшись к Герируду, устроил на правом его берегу укр. Теджен или Ораз-Кала, вследствие чего и вся река Герируд от укр. Серахса до своего окончания стала называться Теджен-Дарьей. Поселившись по Теджену, текинцы получили возможность делать набеги на северо-восточные провинции Персии, пока выведенный из терпения грабежами текинцев правитель Хорасана Асифуд-доуле Алла-Яр-Хан в 40-х годах этого столетия не напал на них и не уничтожил их поселений.
Текинцы опять собрались в Ахал, но недостаток воды и земли заставил снова искать для поселения новые места. Тогда тот же самый Ораз Хан с другими выборными от текинцев явился к правителю Хорасана с просьбой дозволить поселиться в старом Серахсе, на правом берегу реки Герируда, и занять местность вокруг него. В то время пространство около старого Серахса по об стороны реки было свободно. Получив разрешение, текинцы сначала жили мирно с персами и обратились для грабежа к северу в Бухару и Хиву и к кочевьям сарыков и салоров. Бывший в то время Хивинским ханом Мухамед Эмин два раза ходил усмирять их и во второй свой поход в 1855 году был убит, с тех пор текинцы в Серахсе сделались еще смелее и стали грабить не только бухарцев, хивинцев, сарыков, (живших в Мерве), но и вес провинции Хорасана.
Наконец, правитель Хорасана (Султан Мурад Мирза Хыссамус Султанэ) решился окончательно усмирить текинцев; в старом Серахсе появились персидские войска, все поселения были разорены, и текинцы бежали в Мерв на Мургаб (Это было в 50-х годах XIX в.). Но тут жили сарыки. Между текинцами и сарыками завязалась борьба за обладание Мервом и низовьями Мургаба. Побеждены были сарыки, которые и ушли вверх по течению реки к урочищам Елотану и Пенде вытеснив, в свою очередь, из Елотана салоров (Мы сохраняем везде старинное вазвание племени, вместо нынешнего «салыр»), которые перебрались с разрешения персидского правительства к развалинам города Зур-Абада, лежащим на левом берегу Герируда в 120 верстах южнее Серахса. С этого времени текинцы сделались в Мерве полными хозяевами всех земель на оконечности реки. Набеги их и грабежи сделались еще более ужасными для северо-восточных провинций Хорасана и северных окраин Афганистана. Все это заставило персидское правительство двинуться на Мерв с целью разорить его окончательно. Предварительно, в 1860 году, было устроено укрепление на левом берегу реки Герируда, против старого Серахса, названное новым Ссрахсом, и в 1861 году двинулось через Серахс к Мерву персидское войско; потерпев совершеннейший погром (Многочисленная артиллерия, взятая текинцами в этом сражении, хранится при Мервском Уездном Управлении), персы окончательно оставили мысль действовать против текинцев Мерва и ограничились только охраной своих провинций от их набегов. Текинцы же после такого успеха сделались вполне независимыми, ибо до того времени то признавали себя хивинскими, то персидскими подданными, смотря по тому, на чьей стороне была сила.
В 1870-х годах текинцы Мерва напали врасплох на салоров у Зур-Абада, захватили все стада и многие семьи и предложили остальным следовать в Мерв, где и расселили их между всеми своими родами небольшими группами, в 10-12 семей.
К этому следует добавить, что в 1884 году Тедженский оазис снова был занят текинцами, пришедшими из Мерва, когда по распоряжению генерала Комарова была восстановлена Карры-бендская плотина.

Новейшая история салоров

Вышеприведенные сведения дополним устными преданиями туркмен-салоров. Они передают, что в прошлом столетии и в начале нынешнего они населяли Иолотанский и Пендинский оазисы. Приблизительно в 1780 году салоры из племени кичиага переселились в Серахс, где устроили плотину Кизил-Кая, существующую и по настоящее время. В 1830 году за аламаны в Персии салоры были разбиты персидским принцем Аббас Мирзою и до 900 семейств уведены в плен, но через год были выкуплены своими сородичами Иолотанскими салорами и уведены обратно на реку Мургаб. Здесь, под властью Бухарского Эмира салоры прожили мирно до 20 лет, а затем опять стали грабить совместно с текинцами соседние персидские владения. Приблизительно в 1850 году персы снова пошли войной на салор, разбили их, взяли 200 заложников и оттеснили к Пенде; однако, по дороге в Мешхед, пленные салоры бежали к своим. Из Пенде салоры откочевали к Меручаку, но, теснимые здесь сарыками, перекочевали в Меймене и Кара-Тепе (близ Кушкинского поста); это было около 1854 года. Однако, и из последнего поселения вытеснили их сарыки. Тогда, по совету Берды Мурад Хана, (отца подпоручика Менгли Хана), салоры откочевали в Персию к Зурабаду, но года через три недостаток воды заставил их вернуться на старые пепелища, к Серахсу. Через 40 дней после их переселения, Каушут Хан напал на них со своими Мервскими текинцами и увел в Мерв, где заставил их обрабатывать землю из доли урожая в пользу мервцев.
После занятия русскими Асхабада, часть салор с Менгли Ханом небольшими партиями ушла на левый берег реки Теджена в Кала-и-Ноу (в 12 верстах от персидской крепости Серахс-и-Насири); оставшиеся же в Мерве тайком от текинцев послали Теке Хана к русским для переговоров.
В Сарахсе персы предложили Менгли Хану на выбор: или уйти вовсе из персидских владений, или переселиться к Зурабаду, куда Менги Хан с 100 семьями и переселился. В скором времени туда же пришел Теке Хан с 2000 семейств. По прибытии генерала Комарова в Рухнабад, к нему явились посланцы салор с просьбой принять их в подданство России и разрешить им занять земли у Сepaxca, на правом берегу реки Теджена. Генерал Комаров изъявил на это согласие и с июля 1884 года салоры поселились в Серахсе.

Родословная туркменских племен по местным преданиям

Устные предания туркмен о своем происхождении не восходят в глубь времен и, притом, отличаются неполнотой и отсутствием каких бы то ни было хронологических указаний. Поэтому не представляется возможным установить непрерывную связь позднейших родовых подразделений с более древними родоначальниками отдельных племен. Текинцы и сарыки считают своими родоначальниками Салор Казана и Теке Магомеда, а также ряд лиц, имена которых носят ныне существующие родовые группы.
Поэтому родословное дерево туркменских племен весьма поучительно для ознакомления с их современным родовым устройством.
Родословная текинцев и сарыков, в общих чертах, такова; у Теке Магомеда было 3 сына: Тохтамыш, Отамыш и Елкомыш. От первых двух произошли текинцы, а от последнего сарыки. У Отамыша были дети: Бахши и Сычмас, у Тохтамыша — Бек и Векиль, у Елкомыша — Фаладжа, Алаша и Аманша. Впоследствии мать Аманша вышла замуж за Тохтамыша, и его род присоединился к текинцам.
Текинцы рода бахши подразделились на роды: мириш, чалтек, ясман, салых, ак-дашаяк, кара-дашаяк; род сычмас разделился на: ак-суфи ии ходжа-суфи; род бек разделился на роды: конгур и геокча; род векиль на букури, кахшал, канджик и юсуф.
Род сарыков фаладжа подразделился на байрач, хоросанлы, архаки и сухты; род алаша — на роды: алныш и хаджи-назар. Каждое из этих подразделений разбилось на многочисленные, более мелкие родовые группы, перечисление которых мы здесь не приводим.
Племя йомудов, по устному преданию, производит себя от салора Калями. За ним следует Иомуд со своими сыновьями Кутлы Темир и Етли Темир (потомки последнего живут в Хиве). Потомки первого были: Чоны, от которого произошли племена ак, атабай и другие, и шериф-джефарбай, потомство которого, в свою очередь, разделилось на две группы: ярали и нурали, каждая из которых дала много мелких родовых подразделений.
Салоры тоже подразделились на три рода: караман, кичи-ага и еловачь.

Ханская власть, сердары и занятие аламанством

До занятия края русскими туркмены не имели никакого государственного устройства. Принцип братства, равенства и свободы проводился ими в жизнь более полно и последовательно, чем в любой из современных республик. Это было вольное казачество, где вес были совершенно равны и не было никакой придержащей власти. Никакой наследственной ханской власти у них не существовало, и они давали звание хана от времени до времени с общего согласия тому или другому из своих более заслуженных членов, причем с этим званием не было соединено никакой власти.
Хан избирался не целым племенем, а отдельным поколением или группой аулов, которые не платили ему никакого содержания или подати, а только давали по 2 всадника от каждого аула для преследования разбойников, приходивших зачастую из Персии и угонявших туркменский скот.
Не меньшим чем ханы почетом и значением пользовались «сердары».
Сердар, это — военачальник, предводительствовавший туркменской вольницей во время аламанов (разбойничьих набегов), или других военных предприятий. Набеги и разбои в соседних округах Персии были главным занятием туркмен Ахала, а отчасти, и других оазисов; были промыслом, средством к существованию. Скотоводство и земледелие, в особенности последнее, были лишь занятием второстепенным, подспорным.
Время от времени тот или другой сердар, а их было не мало, оповещал по аулам о предполагаемом набеге. Все, желающие принять в нем участие, собирались к нему в назначенный срок, или присоединялись на дороге.
К известным своим искусством сердарам собиралось до 1000 и более всадников. Ехали всегда налегке, не забирая с собой много продовольствия. Легкость и быстрота были главной их тактикой. Они внезапно налетали на селение, хватали и связывали жителей, клали их на крупы своих лошадей и быстро скрывались.
Главной добычей туркмен были люди, а потому они старались возможно меньше употреблять в дело оружие. После аламана добыча распределялась по числу участников поровну, сердар же получал вдвое.
Пленников туркмены не любили держать у себя, а потому быстро продавали скупщикам, отправлявшим их на рынки Бухары и Хивы.
Грабежи и набеги на персов-шиитов, которых туркмены считали худшими из неверных, почитались делом богоугодным и не мешали народу оставаться высокочестным и нравственным в своих взаимных отношениях.
Таково бурное историческое прошлое населяющих область туркменских племен.


Предыдущая страница | Читать далее

© Raretes 2016-2018