Основная группировка коренного населения Туркестана

Коренное население Туркестана, т. е. народности, бывшие здесь до ХIХ-го столетия, насчитывает 17 этнографических разновидностей, а именно:
а) Алтайские народы (тюрко-монгольские племена) монгольской расы, как-то: туркмены, узбеки, киргиз-казаки, кара-киргизы, кара-калпаки, кипчаки, кураминцы, таранчи и, так называемые, сарты.

Туркменка. 1929 г.
Туркменка. 1929 г.

б) Чисто-монгольские народности: дунгане и калмыки.
в) Арийской ветви, кавказской расы: таджики, персы, индусы и туркестанские цыгане.
г) Семитской ветви кавказской расы: арабы и туркестанские евреи.
При ближайшем рассмотрении этих групп видно, что многие из них или совершенно приспособились к какой-нибудь другой группе, или кровно-родовым порядком связаны с другой группой, или, наконец, столь малочисленны и распылены по разным городам всего Туркестана, что ориентировочным пунктом национальной группировки служить не могут, как например:
1) Арабы, прямые потомки арабов, завоевателей страны и насадителей в ней ислама, хотя и живут обособленными группами, но совершенно слились с туркменами и, так сказать, «отуркменились», несмотря на то, что помнят и чтят свое арабское происхождение. Их всего лишь несколько тысяч человек, и их родовые деления примкнули к туркменам.
2) Евреи представляют из себя весьма немногочисленную, патриархального характера отношений, группу всего в 15-16 тысяч человек, из коих 10 тысяч относится к Самаркандской области и к городу Самарканду, а остальные рассеялись по разным городам края.
3) Цыгане лишь внешне объединены узами родового характера:
обитают, главный образом в Фергане (их всего около 2.000 человек), но они разбились на мелкие, отдельно странствующие группы.
1) Кураминцы (65-70 тыс. человек) — это сборные остатки разных киргизских племен, разгромленных джунгарами в 1723 году, т.е. относятся непосредственно к киргиз-казакам, хотя они и отбились от кочевого образа жизни, занявшись хлебопашеством. Кураминцы обитают, главный образом, и долине Ангрена, Ташкентского уезда и отчасти в Фергане.
5) Кипчаки — известны в русской истории под названием половцев и как ядро исторической Золотой (Кипчакской) орды. В качестве Золотоордынцев, они одинаково родственны и киргиз-казакам и узбекам, а в край пришли вместе с узбеками. Общее количество кипчаков более 33 тысяч; главная их масса в Андижанском уезде, часть в уезде Акмечети (б. Перовск). Тоже осели и занимаются хлебопашеством.
6) Таранчи (около 45 тысяч в Джаркентском и Алма-Атинском уездах Джетысу и несколько сот человек в Туркменистане) — постоянные землепашцы, отчего и получили свое название («таран» значит — пашня). Это остатки разных племен, выселенных Китаем во второй половине XVIII-го века из Кашгарии в Кульджу (в наказанье за восстание) в качестве земледельческой рабочей силы. В Кульдже они снова восстали и захватили было власть в свои руки, но в 1871 году Кульджа была завоевана Россией. Когда (1881 г.) Кульджинский район был уступлен русскими обратно Китаю, часть таранчей не пожелала там оставаться и переселилась в Джеты-Су, откуда частью и попала в Туркменистан. Таранчи в сущности, то же для Джеты-Су и Кашгарии, что и «сарты» в Узбекистане, но теперь они обрели сознание национального единства и считают себя потомками уйгуров.
7) Дунгане были в Кульдже соратниками таранчей и вместе с ними ушли оттуда в Туркестан. Большая их часть все же оставалась в Китае. Туркестанские дунгане разбились по разным местностям: 10 с половиной тысяч размещены в районах Алма-Ата, Джаркенда, Лепесинска и Токмака Джетысуйской б. области, около 700 человек в области Сыр-Дарьинской и человек 200 в Фергане.
Происхождение дунган исторически неизвестно, сами они не имеют о ней точных воспоминаний, и мнения на этот предмет крайне разнообразны. Некоторые исследователи считают их потомками уйгуров, другие — выведенными из Самарканда и Бухары пленниками. Сами дунгане неустойчиво мнят себя потомками отставших и женившихся на китаянках воинов то Чингиз-Хана, то Тамерлана, то арабов. Свое наименование дунгане (по-китайски «хой-ху») производят от тюркского слова турган (отсталый). Другое толкование слова дунган — «переменившийся, перешедший» и т. д.
8) Калмыки (джунгары) имеют громкое историческое прошлое по борьбе и с Китаем и с Россией и с Туркестанскими киргизами, в качестве данников коих (киргиз) они, разбитые и рассеянные после разгрома 1771 года, в конце концов и поселились в Джеты-Су. Другие, разной величины, группы калмыков обитают также (со времени того же разгрома 1771 г. частью в Китае, а частью в Семипалатинской и в Акмалинской областях. Джетысуйская группа калмыков насчитывает не более 20 тысяч человек. Они имеют стройные и прочные родовые деления (Орда-улусы-отоки и хотоны), помнят много собственных преданий и правил родового уклада жизни, но фактически вплотную приблизились к типичному быту окружающей массы киргиз, хотя и отличаются от них и религией (частью — ламаизм, частью — христианство) и способом коневодства (хуторское хозяйство).
9) Индусы встречаются, главным образом, (человек 200) в Фергане, а в других местностях лишь незначительные вкрапления. Все это — люди городские, занимаются торговлей.
10) Туркестанские (коренные) персы в количестве около 35 тысяч человек являются потомками или давних персидских переселенцев или пленных персов же, уведенных сюда разновременно в рабство. Именуют они себя «ирани» и живут, главным образом, в городах, занимаясь торговлей, мастерствами или переноской грузов на станциях, пристанях и базарах. Большинство их (18 с половиной тысяч) относится к Туркменистану, почти 12 тысяч обитают в Самаркандской области, а остальные рассеяны в разных других городах Туркестана.
11) «Сарты» — название вовсе национальности не обозначающее и лишь неправильно русскими трактовавшееся в этом значении и в разговорном языке и в статистических или этнографических материалах. «Сарт» — это название, данное кочевниками сначала специально для таджика-горожанина и кишлачника, промышлявшего ремеслами и торговлей. В дальнейшем, — понятие расширилось и охватило всех смешавшихся между собою и осевших на земле тюрко-монголо-арийцев, (главным образом, узбеков с таджиками), именно, как оседлых людей, торговцев, кустарей и землепашцев, а не как нацию. Это лишь тип, сложившийся в итоге экономических условий страны за последние века. Получилась оригинальная племенная группа иранского типа, родового деления не имеющая и говорящая на тюркском языке со значительной примесью персидских слов. Смешением языков в той или иной степени и обуславливаются, по местностям, разные «сартовские» наречия. Ныне, во время отчетливого самоопределения национальностей, наименование «сарт» является неприемлемым, а всякий бывший «сарт» обращается к своим национальным воспоминаниям и точно относит себя к определенной группе той или другой народности, главным образом, к узбекам или к таджикам.
12) Кроме рассмотренных групп, имеются в крае мелкие группы и других народностей, а именно китайцы, сибо и солоны, издавна же выселенные Китаем в Джеты-Су в порядке военных поселений, но эти коренным населением не являются и в данное время абсолютно никакой национальной роли не играют: они представляют из себя лишь незаметные вкрапления среди городского населения.
Что касается живущих в крае татар и представителей разных народностей Кавказа, России и Западной Европы, то все это народ недавно пришлый и к староисторическим переживаниям страны никакого отношения не имеющий.
Таким образом, основными коренного Туркестанского населения группами, на которые естественно ориентируются соответствующим образом все остальные группы, являются — туркмены, узбеки, таджики, киргиз-казаки, кара-киргизы и кара-калпаки. По этим основным группам и размежеваны Среднеазиатские республики, как части бывшего, исторически сложившегося, всего Туркестана.
Все эти группы имеют известные устои родового быта и общетуркестанского и личного своего характера, сохранившиеся в той или иной степени в зависимости от влияния исторических переживаний, религиозного влияния и создавшейся по периодам экономической обстановки.

Сущность родового быта у народов Средней Азии Краткий исторический очерк Туркестана