Сербы

Нематериальная культура сербов: язык, религия, обычаи, народные предания и т.д.

Сербский язык

Сербы говорят чистым, звучным языком, образовавшимся из церковно-славянского языка; друг другу говорят «ты» и называют по именам. Божиться, клясться они крайне не любят; но если клянутся, то никогда ни за что не нарушат клятвы. У них, например, существует обычай «побратимства». Двое юношей, хорошо узнавши и испытавши друг друга, клянутся в братской дружбе, и эта дружба, скрепленная клятвой, считается крепче и священней близкого родства.

Религия

Сербы очень религиозны, они строго придерживаются всех обрядов своей православной веры. Церковь сербская независима и управляется синодом, который состоит из митрополита и трех епископов. Богослужение, как у нас, совершается у них на церковно-славянском языке, из которого развился и нынешний язык сербский. Сродство и близкое сходство обоих языков дают возможность сербскому народу понимать и проникаться богослужением, следить за его смыслом и сознательно участвовать в молитвах и песнопениях. Во всех школах сербских обучают церковному пению, и дети учатся ему чрезвычайно охотно; таким образом в самых глухих местах, в самых бедных церквах, имеются свои стройные хоры певчих. Обучаясь церковному пению, дети хорошо знакомятся с богослужением и приобретают большую к нему любовь. Во время богослужения в церкви поют не только дети, но и все взрослые, и таким образом весь народ принимает участие в богослужениях и сознает себя членом Церкви. Не редко можно встретить даже вне церкви, что серб, занятый какой-нибудь работой дома или в поле, поет своим прекрасным голосом тропарь святому или другую церковную песнь. Глубокое религиозное чувство сербов создало множество монастырей, и хотя пятивековое господство турок, обратившее в пустыню цветущую некогда Сербию, не пощадило и ее монастырей, но многие из них уцелели до сих пор. Во время турецкого владычества монастыри эти терпели заодно с народом всякие бедствия, но вместе с тем они были хранителями и защитниками веры и принимали деятельное участие в освобождении страны.

Традиционные праздники

Каждый серб, подобно нам, празднует «именины», или день своего ангела, то есть день святого, имя которого он носит. Разные знакомые, соседи поздравляют именинника и подносят ему различные подарки. Кроме этого обычая, общего всем славянским народам, праздновать день ангела, у сербов, и только почти исключительно у них, существует другой подобный праздник — праздник «славы». Каждая семья, каждый род имеет своего покровителя-патрона. Обыкновенно таким патроном считается тот святой, в день которого, по преданию, предки семьи или рода приняли крещение. День «славы» празднуется особенно торжественно не только богатыми, но и бедными. Накануне праздника глава семьи рассылает обыкновенно своих младших членов приглашать гостей. Вечером сходятся все приглашенные, и каждый приносит в подарок яблоки или другие фрукты. Поужинав, гости расходятся, причем хозяин просит снова пожаловать к нему завтра. На следующий день вся семья отправляется в церковь и несет туда сосуд, наполненный пшеницей. После литургии священник освящает принесенную пшеницу и при этом молится за упокой души всех умерших родственников. Затем вся семья, пригласив с собой священника, возвращается домой к обеду. Священник благословляет приготовленные яства и читает тропарь и кондак святому, в честь которого установлено празднество. Все садятся за стол. Во время обеда в комнату вносят калач и ладан; священник читает молитвы опять и делит принесенный калач между всеми присутствующими. После этого все снова садятся и, продолжая обед, пьют за здоровье членов семьи, сопровождая пожелания возгласами «живио», и поют сообща различные песни, в которых большей частью прославляются подвиги различных народных героев. Если семья зажиточна, то, кроме этого обеда для друзей и знакомых, устраивается еще особый обед для всех бедных села или околотка.

Духовное богатство: письменность, фольклор, народные предания и т.д.

У сербов ранее и полнее, чем у других южных славян, развилась письменность. У них есть множество песен и различных сказаний, которые сложились народом и целые века сохранялись в памяти его. Особенной любовью пользуются песни, в которых воспеваются подвиги богатырей, ратовавших за освобождение отечества. Много также трогательных сказаний и песен, в которых с грустью вспоминается светлое время минувшей свободы и печальный конец его. Вот, например, один из многих прекрасных рассказов, заимствованный из истории и народных преданий о Коссовой битве:

Князь Лазарь сидит за дубовым столом,
Сидит с своей верной женою;
И молвит княгиня Милица: «Мой князь,
Покинешь меня ты с зарею.

Покинешь меня ты, уйдешь на войну,
Уйдут сыновья с тобой вместе…
Оставь одного мне, чтоб было бы с кем
Отсюда послать к тебе вести».

— «Пусть будет по-твоему, князь говорит:
Из крепости наша дружина
С рассветом выходит: ты стань у ворот —
Любого возьми себе сына».

С рассветом Милица пошла к воротам,
Родимых сынков поджидая;
Вот видит, оружьем блестя и гремя,
Дружина идет боевая.

И сын ее Югович Божко впереди
На статном коне выезжает
И держит он знамя, и крест золотой
На знамени ярко сияет…

Схватила Милица коня за узду
И молит она со слезами:
«Останься, тебя мне отец подарил,
Не езди на битву с врагами».

И молвит ей Божко: «О, милая мать,
Я ль биться с врагом не пойду?
Могу ли покинуть сербскую рать:
Я знамя несу на победу.

Вернися, родимая, в белый свой дом
И сердца смири укоризны…
Я должен идти на сраженье с врагом
За честь и свободу отчизны»…

И следом за Божко подъехал сам князь
С другими шестью сыновьями;
И всех умоляла остаться она:
Не тронулись дети мольбами!

Упала на землю несчастная мать.
Объята смертельной истомой…
Князь верного позвал слугу и сказал:
«Сведи госпожу в дом мой».

На утро к княгине приходить юнак:
Весь в ранах, он левой рукою
Поддерживал правую руку — и кровь
Лилась из руки той струею.

— «Княгиня, ужасная битва была,
Рать сербская честно сражалась,
Все наши на поле костьми полегли,
А турок немного осталось.

Убит твой супруг и твои сыновья
Убиты вей семеро вместе,
Но в сербских сердцах они век будут жить
Кровавою жаждою мести!

И время настанет, и сербский народ
Дождется опять своей доли,
И, грозно восстав, он на турок пойдет,
И вспомнит он Коссово поле!»

А вот еще боевая песнь сербского народа:

В бой, братья, в бой! Нас сам Господь зовет,
Зовет народ — ударим на тирана!

В бой, Сербы, в бой! Пусть иго в прах падет!
Ведь рана брата есть и наша рана.

В бой, Сербы, в бой, в кровавый бой,
За свой народ, за край родной!

О, скоро ль Серб, Болгарин и Хорват
Стряхнут позор, престанут быть рабами?

О, скоро ль наш забытый всеми брат
Поднимет взор, расстанется с цепями?

Восстанем все — и враг падет,
Не то он сгубит весь народ!

В бой, Сербы, в бой! друзья, ударил час —
И враг падет под нашими мечами!

В бой, братья, в бой! пусть мир узнает нас,
Узнает враг, что стали мы мужами.

В бой, Серб, Болгарин и Хорват!
Вперед! уж слышится набат.

(Перев. Гербеля)

Это духовное богатство сербского народа, созданные им песни и различные сказания разносятся странствующими певцами по всей стране и под звуки гуслей поются и рассказываются народу, поддерживая и возбуждая в нем гордость и пламенную любовь к отчизне. Народный музыкальный инструмент сербов — однострунные гусли. Подыгрывая на гуслях, певец-гусляр поет песни или говорит нараспев сказание о страстях людских, о добродетели, о геройстве народа, его страданиях, о самопожертвовании, о минувшей славе. Сербы очень любят эти песни, они тысячу раз готовы слушать все мельчайшие подробности минувшей судьбы их отечества. Погром на Коссовом поле оставил особенно глубокие следы во всей Сербии; он до сих пор служит тяжким уроком для сербского народа. Два серба как-то горячо поспорили. Проходивший мимо говорит им: «Что вы пререкаетесь, как пререкались деды пред Коссовой битвой!» Услышав это, спорившие тотчас замолкли и разошлись в разные стороны с поникшими головами.
Любимый народный танец у сербов — «Коло». Танцующие парами становятся в круг, образуя «коло». Девушки подают свои руки стоящим по сторонам их мужчинам и, под звуки музыки, в такт, все делают два мелких шага влево и один направо, снова два влево и один направо. Таким образом весь круг плавно, тихо подвигается справа налево. Танец этот имеет несколько видов, которые носят разные названия: звезда, наклон, герб и др.

Народы Кавказа Набойка в России. История и способ работы