Close

Кавказский кустарный комитет

Изучение промыслов

Первою работою, с которой начал Комитет свою деятельность, было исследование положения и нужд кустарной промышленности края.
Практическая деятельность его могла расширяться, конечно, только по мере роста осведомленности о промысловых занятиях населения. Но при скромных средствах исследования не могли быть поставлены достаточно широко. Ограничившись первоначально изучением положения коврового производства, Комитет в 1902 году издал I выпуск исследований по кустарной промышленности на Кавказе — «Ковровый промысел в Кубинском уезде, Бакинской губ.». В следующем 1903 г. был издан второй выпуск — «Ковровый промысел у курдов Александропольского, Эчмиадзинского и Сурмалинского уездов Эриванской губ.». Далее были произведены исследования, не появившиеся в печати — коврового промысла в Карабахе и красильного дела у кустарей Закавказского края. Но кроме этих больших работ, в деловой переписке Комитета накопилось много материалов о положении и нуждах промыслов и созрела уже целая программа практической деятельности, к осуществлению которой на самых скромных началах было приступлено со второй половины 1907 года.
Само собою, однако, разумеется, что вопрос об изучении кустарных промыслов на пространстве всего Кавказского края в связи с выяснением экономического значения разнообразных его отраслей в крестьянском хозяйстве все-таки оставался открытым. Этот колоссальный труд был не по силам Комитету, от которого к тому же жизнь требовала чисто практической деятельности, а не собирания статистико-экономических сведений и их разработки.
К этому вопросу вновь вернулся Комитет по просьбе Отдела Сельской Экономии и Сельскохозяйственной Статистики в середине 1911 года, когда был поставлен общий вопрос о выяснении государственного значения кустарных промыслов в Империи и с этою целью было предположено произвести пробное исследование шести губерний внутри Империи (Харьковской, Рязанской, Могилевской, Нижегородской, Пермской и Новгородской) и в одной из губерний Закавказья. Но в виду того, что организуемое обследование имело характер опыта для выработки впоследствии общего плана исследования всей России, то особое Совещание в Петербурге под председательством т. с. А. М. Терне согласилось с мнением представителя Кавказского Комитета, чтобы эти обследования коснулись разнообразных народностей Закавказья — русских, грузин, армян, татар, лезгин и др., — отличающихся по своим бытовым, культурным и экономическими особенностям.
Типичные районы, населенные этими народностями, расположены в различных губерниях Закавказья и для исследования промыслов были выбраны отдельные уезды, разбросанные по всему краю: Душетский, Тифлисской губ. (грузины и грузины-горцы), Кутаисский — Кутаисской губ. (имеретины), Елисаветпольский — Елисаветпольской губ. (татары, армяне и русские переселенцы), Самурский округ, Дагестанской области (лезгины), два уезда Бакинской губ. — Джеватский (русские и татары), Кубинский (татары и лезгины) и Александропольский у., Эриванской губ. (армяне и курды).
Все исследование предположено разделить на три части — статистическую, экономическую и техническую. Задача статистического исследования — выяснение общего числа кустарей и важнейшие центры отдельных промыслов, а в этих уже последних произвести экономическое и техническое изучение.
На первую очередь было поставлено статистическое обследование и в окончательно выработанный поселенный опросный лист вошли следующие вопросы: 1) сколько в селении дворов ко времени заполнения листа; 2) сколько душ: а) мужского пола, в) женского пола; 3) название промысла; 4) число дворов, занятых каждым промыслом; 5) сколько человек в этих дворах занято каждым промыслом и 6) куда сбываются изделия по каждому отдельному промыслу.
В опросном бланке, в видах сохранения общего характера исследования, никаких изменений выработанных уже вопросов для Закавказья допущено не было, но внесены в виде дополнительных вопросов: а) высота селения над уровнем моря, б) какие народности там живут и в) какой тип хозяйства господствует (скотоводственное, зерновое, садоводственно-виноградное, ценные и промышленные культуры).
В истекшем 1912 году первая стадия этих опытных исследований в Закавказье уже закончена и когда вся программа этой обширной работы фактически будет выполнена, тогда только явится возможность всестороннего освещения такого крупного вопроса государственной важности, какими являются внеземледельческие заработки сельского населения.
В целях осуществления практических мероприятий по поднятию кустарных промыслов Комитетом устроены учебно-показательные и художественная мастерские.

Учебно-показательные мастерские

На первых порах Комитет обратил свое внимание на усовершенствование техники и улучшение в художественном отношении ткацких промыслов, особенно на ковровое дело.
В настоящее время на Кавказе имеются следущие учебно-показательные коврово-ткацкие мастерские:
1. в сел. Ахты, Самурского округа, Дагестанской области,
2. „ Имаш-Кули-Кенд, Кубинского у., Бакинской губ.,
3. „ Чайкенд (Гетошен), Елисаветпольского у. и губ.,
4. „ Казбек (Степан-Цминда), Душетского уезда, Тифлисской губ.,
5. в гор. Нахичевани, Эриванской губ.
Кроме того, существуют показательные мастерские вообще по ткачеству:
6. в м. Игдыре, Эриванской губ.,
7. при женской школе Мцхетского во имя Св. Нины Самтоврского женского монастыря и, наконец,
8. в г. Озургетах с целью улучшения преимущественно кустарного шелкового ткачества.
Эти мастерские частью содержатся Комитетом на свои средства, частью же субсидируются в размере приблизительно до 3/4 общего расхода на мастерскую. При субсидируемых мастерских имеются особые попечительства или просто попечители в видах упрочения и развития связи мастерской с населением. Субсидируемые мастерские находятся под общим наблюдением Комитета и надзором технического его персонала.
В показательных мастерских обучаются занимающиеся кустарными трудом взрослые и подростки приемам ткачества, крашения и умению разобраться в рисунках; обучаются они приемам ткачества на усовершенствованных станках, главным образом, практически, путем наглядного метода, а где общая подготовка обучающихся это позволяет, им преподаются еще приемы составления рисунков, раскрашивания их и элементарные основы анализа тканей. От поступающих же в мастерские вообще не требуется решительно никакой подготовки. Ученицы достаточно освоившиеся с делом получают за выработанные им изделия специальное вознаграждение сдельно или за рабочий день, смотря по обстоятельствам.
Кроме ткацких мастерских, Комитет организовал учебно-показательную мастерскую по корзиноплетению при Туапсинском училище садоводства и виноделия, главным образом, с целью обучения учащихся и окрестное население производству корзин для дальней перевозки плодов.
Наконец, Комитет субсидирует весьма хорошо поставленную учебную мастерскую по корзиноплетению Эриванскаго общества распространения полезных знаний в гор. Эривани.
Перечисленных десяти мастерских недостаточно даже для двух специальностей, которым они обучают, не говоря уже про то, что в области древодельных, металлообрабатывающих, гончарных и многих других промыслов еще не приступлено к организации учебно-показательных мастерских. Но не следует, однако, забывать, что возможность стать на несколько широкий путь развития практической деятельности Комитет получил только в течение последних двух лет и сеть этих мастерских будет расширяться по мере увеличения средств этого учреждения на текущие нужды.
Наконец, поставлен также вопрос об организации инструкторских школ по разным отраслям кустарного дела, которые должны подготовить кадр инструкторов и мастеров, приспособленных к своеобразным условиям кавказской деревни.

Художественная мастерская

Художественная мастерская учреждена для собирания и изучения быстро исчезающего старинного оригинального орнамента кавказских народностей и для оказания содействия в деле восстановления этого орнамента в изделиях местных кустарей.
Мастерская начала свою деятельность с собрания старинных рисунков кавказских ковров, чрезвычайно богатых своеобразными художественными мотивами. В ковровых районах Закавказья кустари часто говорят, что у них столько же рисунков, сколько звезд на небе. И они правы — двух ковров с совершенно одинаковыми рисунками трудно найти, так как каждый кустарь вносит в свое произведение, даже с обычным орнаментом, что-либо субъективное, если не в узорах, то в комбинации красок и оттенках окрашивания.
Вопрос об изучении орнамента кустарных изделий отдельных районов и народностей Кавказа весьма сложен и к этой работе может быть приступлено лишь после того, как будет собрано достаточное количество материалов. В настоящее же время ковровые изделия, особенно старые, отличающиеся наиболее ценными в художественном отношении рисунками, фотографируются и большие снимки раскрашиваются акварелью и темпера с точным воспроизведением оттенков окрашивания подлинного изделия. Составляется, таким образом, альбом рисунков, наиболее замечательных в художественном отношении изделий. Этот альбом и служит первоисточником для составления технических рисунков для учебно-показательных мастерских и кустарей. Технические исполнительные рисунки обыкновенно заготовляются путем переноса этих рисунков на клетчатую бумагу и раскраски их согласно оригиналу. Последняя операция — раскраска с точным воспроизведением оттенков окрашивания, от которого весьма часто зависит все художественное достоинство изделия, является необходимым условием составления исполнительного рисунка, так как большинство кустарей по недостатку художественного вкуса не придает особенного значения этому фактору, который, однако, является существенным при расценке изделия.
В настоящее время в Музее Кавказского Кустарного Комитета имеется свыше ста таких рисунков, эта редкая и весьма ценная коллекция. Из этого альбома было выбрано пять великолепных старинных рисунков, воспроизведено на клетках для получения исполнительных образцов и издано в нынешнем году по распоряжению Отдела Сельской Экономии Сельскохозяйственной Статистики Экспедицией заготовления государственных бумаг для раздачи кустарям.
Художественная мастерская была учреждена при Комитете в 1908 году сначала на скромных началах с приглашением лишь одного художника Ю. К. Страуме, но постепенно дело это расширялось по мере увеличения средств, и теперь там работают еще два помощника художника. Кроме ковровых, художественная мастерская за последние время взялась также за собирание рисунков художественно-металлических изделий, старинных икон, церковной утвари, оружия, домашней посуды и многих других ценных предметов местного искусства, а также фресок старых храмов и заставок священных книг христианского и мусульманского Кавказа.
Эти постоянно растущие художественные сокровища Кавказа несомненно дадут солидный материал деятелям кустарного дела в крае разобраться во всем разнообразии искусства местных народностей в лучших образцах и направить их по пути возрождения местной художественной кустарной промышленности.


Читать далее: Кавказский Кустарно-промышленный Музей; Шерстопрядильно-красильное заведение

© Raretes 2016-2019