Close

Киндяк

Киндяк принадлежит к числу восточных бумажных тканей. По объяснению академика Ф. Е. Корша, «киндяк» происходит от персидского «кунаг», что значит нить хлопчатника или шелка (слов. Даля). На одной из фелоней, принадлежавших древней ризнице Московского Успенского собора (теперь в Оруж. Пал. № 12046), скроенной из «атласа золотного по алой земле», имеется подкладка «киндяк кирпичный», что определяется описью 1701-го года.[*] В Историческом Музее, на подкладке одной пелены, сохранился, совершенно тождественный вышеуказанному, «киндяк» кирпичного цвета. Целый ряд киндяков различных окрасок имеется на подкладках церковных одежд в Воскресенском музее (б. Ново-Иерусалимского мон.): «киндяк зеленый» (на подкладке ризы № 829-229-27), «киндяк лимонный» (там же, на подкладке саккоса бархатного лазоревого), «киндяк песочный» (на подкладке «пелены синодальной № 1», в Оруж. Пал.).
По этим образцам мы совершенно отчетливо можем уяснить себе особенности этой ткани. Прежде всего устанавливается, что киндяк чисто бумажная ткань. Нити, в утке и основе, почти одинаковой толщины, имеют правильное гроденаплевое переплетение; сама ткань довольно тонкая и весьма редкая, просвечивающаяся. Другой особенностью киндяка является его окраска. При внимательном изучении ткани замечается, что она сработана не из цветных нитей, а окрашена уже после того, как она снята со станка. Это видно и по неровной окраске нитки, и по заплывшим от краски отверстиям между нитками, и склеенностью их между собой.
Как указывалось, киндяк имел различную окраску, причем, окрашенный в красный цвет, он носил название «кумача» (последний встречается в документах XVII века).
Ткань «киндяк» передала свое наименование одежде. Даль указывает на кафтан особого покроя в Псковской и Тверской губерниях. Далем же и Савваитовым указывается, что киндяк означает «выбойку» или «набойку». Мы не встречали «набойку» с именем киндяка и думаем, что определение Даля и Савваитова ошибочно, так как киндяк встречается только одноцветный и без узоров: «киндяк червчат, киндяк темно лазорев», и пр. Между тем, «выбойка или набойка», как показывает самое название, имела всегда какой-нибудь узор, причем последний делался с деревянной или металлической доски, а не через окраску нитей.

© Raretes 2016-2018