Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология

Камка

Можно с уверенностью сказать, что в России самою употребительной из шелковых тканей была камка. Она отличалась большим разнообразием по качеству выработки и привозилась как с Запада, так и с Востока. Но родина камки несомненно Восток. Название ткани принадлежит Персии; по словарю Джонсона «камка» значит: «дамасский шелк одного цвета». В XVII веке наши торговые книги знают камки: бурскую, адамашку, виницейскую, гирейскую, есскую или индейскую, кизилбашскую, китайскую, царегородскую, астрадамскую, мисюрскую и немецкую. Установить хронологически время появления каждого сорта этой камки едва ли можно. Но, кажется, древнейшие сорта камки, дошедшие до нас на различных памятниках, принадлежат Китаю. Далее имеются наименования камки, которые затруднительно определить, к чему они относятся: к технике или к месту выработки. Есть камка куфтерь, лаудан или лудан. Весьма разнообразны названия камок по узорам: клетчатая, полосатая, чешуйчатая, мелкотравная, хрущатая, и т. п.


Смотрите также: Ткацкое дело в Самарканде и Бухаре в XVI веке


Техника изготовления камки нам хорошо знакома по сохранившемуся до наших дней камчатому столовому белью, особенно скатертям. Ту же технику мы видим и на всех древнейших камках, с очень небольшими вариантами. Отличительной особенностью в этой ткани является наличие как в основе, так и в утке, шелковых нитей почти одинаковой толщины (в основе нити несколько тоньше, чей в утке); затем, в камке всегда бывает только по одной основе и по одному сквозному утку. Переплетение нитей тождественно с гроденаплевым, и отличается от него только тем, что нити основы и утка не имеют правильного чередования между собою, чем вызывается появление узора. Эта техника сохранилась до наших дней в шелковой ткани «дама».
Переходя к рассмотрению дошедших до нас сортов камки, следует заметить, что в наших собраниях чаще всего встречаются камки итальянские, известные под именем виницейских и венедицких. Среди них довольно отчетливо выделяется камка куфтерь. Камка куфтерь — лучший сорт итальянской камки. В торговой книге указано, что: «добрая куфтерь не линяет, большой узор». Что скрывается под наименованием куфтерь, мы установить не могли. Образцы куфтери сохранились па предметах Патриаршей Ризницы, как например, на куске омофора (Оруж. Пал. №12092), данного царем патриарху Иоакиму.
Камка очень древняя, по узору ее можно отнести к XV-XVI веку. Особенно ценные и большие куски камки куфтери имеются в подкладках покровов на царские гробницы Архангельского собора. На приводимых здесь рисунках (рис. 40 и 41), (Оруж. Пал. №№ 12015 и 12030) отчетливо виден очень крупный узор, достигающий двух аршин в раппорте, с ярко выраженным стилем Ренессанса: ложчатыми вазами, стилизованными гранатовыми яблоками, ананасами и большими геральдическими коронами (из такой камки скроены ризы, приписываемые новгородскому епископу Никите (ум. 1108); хотя в литературе указывают, что они были найдены при обретении его мощей в 1558 году, и, следовательно, должны относиться к началу ХII века, но характер узора ткани определенно заставляет датировать ее XVI веком, указывая, что при вскрытии мощей на них были положены новые ризы).
Камка виницейская — излюбленная ткань в русском придворном быту XVI-XVII вв.; превосходные образцы ее во множестве сохранились на подкладках покровов княжеских и царских гробниц Архангельского собора. В узоре этой камки неизменно встречаем геральдические лилии, положенные на цветы, как например, па подкладке покрова царицы Агафьи Семеновны (Оруж. Пал. № 12302). (Рис. 42).

К числу камок западной работы, довольно часто встречаемых в старинных описях, относится камка ангулинная или гунгулинная. Свое название камка получила от места ее выработки — Ангулема, главного города старинного графства Ангумуа и нынешнего французского департамента Шаранты. Образец ангулинной червчатой камки сохранился на подкладке пелены XVII в. из ризницы Чудова монастыря (Оруж. Пал. № 12468). Прилагаемый рисунок этой камки (43-й), указывает, что она, не отличаясь техникой выработки от других сортов западных камок, по-видимому, характеризуется мелким, плотным узором из травок и цветов, несколько стилизованных.
Камка адамашка, одомашка, дамашка. Как указывает название, эта камка первоначально привозилась из Дамаска и дала тождественное наименование шелковой ткани «дама». В торговых книгах XVI-XVII века отмечено, что «Адамашка линяет, узор мелок на ней, тонка». Она очень характерна именно самым мелким узором, от которого получила весьма распространенный эпитет «мелкотравчатая» (рис. 44). Чаще всего встречаются цвета: червчатый, лазоревый и белый. На предметах Патриаршей Ризницы есть целый ряд образцов камки адамашки, особенно на подкладках и опушках пелен и воздухов.

Чрезвычайно близка к камке адамашке — камка евская, которую не следует смешивать с камкой Яской или Индейской (об них ниже). Евская желтая камка, образец которой сохранился на подкладке епитрахили XVII в. в собрании Оруж. Пал. (№ 12107), имеет также мелкий узор из отдельных веточек гранатовых плодов и пятилепестковых цветков с двумя листиками.
Камка кармазин. По указанию Савваитова кармазин производится от арабского «кармызи», что значит ткань темно-красного цвета (в бюллетене Московской торговли за 1652 г., приводимом Родесом, кармазин назван аrmesien). Это название особенно часто встречается в сукнах — «сукно кармазин». У малороссиян кармазына значит красное сукно. Но настоящее значение кармазина, по крайней мере в допетровской Руси, относилось не к сорту ткани, а только к ее окраске. Мы постоянно встречаем совершенно различные ткани, соединенные с эпитетом кармазинные: «сукно кармазинное», «камка кармазинная», «дороги кармазинные».
В торговой книге отмечено: «Кармазин мелкой, не линяет, узор по краске и толщине знати; широта всех ровна — аршин без четверти или без двою вершков». Образец камки кармазинной можно видеть на покровце Оружейной Палаты (№ 12314). Ткань темно-красного цвета, не особенно плотная и, подобно камке адамашке, имеет мелкий узор из отдельных цветочков, но не восточного рисунка, а западного.
«Камки яские, индейские тоже словут, узор середней, с иными камками, ни с адамашкою, ни с кухтерем, ни с кармазином не сойдется, а шелк сканной, а широта 13 вершков; а коя толще, та и лучше». Далее в торговой книге добавлено: «а живет в ней не все шелк, и посконь (живет); гораздо кому за обычай, и он рассмотрит посконь». Предметов с этой камкой, название которой сохранилось бы и в древних описях, — нам неизвестно. Не можем также указать, что значит яская, еская или евская, и почему это наименование отождествляется с Индией.
Отметим, что эта ткань работалась, по-видимому, из индейской конопли, так как в России посконью называют конопляные нити. В торговой книге указаны еще: камочки золотные «с посконью, на атласный образчик, а золочено по траве или по бересту». В Историческом Музее есть несколько кусков ткани (№ 252 — 256/31352) атласистой выработки, сотканной не из шелка, а из растительной нити, по-видимому, из поскони; в утках ткани введены золотные полоски, очень плотные, из какого-то бумажного материала. Эти своеобразные «нити» не только не истлели, но даже не утратили позолоты, что часто случается с пряденым золотом на бархатах. Вид строения и материал этих тканей настолько схож (и в то же время единичен среди нам известных) с той камкой, которая указана в приведенной Торговой книге XVII века, а по характеру узора вполне подходяща к Дальнему Востоку, что мы решаемся отождествить их с Яской и Индейской камкой.
В Оруж. Пал. на покровце № 6365 опушка и середина скроены из такой же камки, с посконью, сканным шелком, при ширине ткани также в 13 вершков.
Камок бурских, мисюрских, вавилонских, гирейских и астрадамских нам неизвестно, и образцов их в наших музейных собраниях но нашлось.
Весьма часто встречаем камку китайку, которая характеризуется своим китайским узором. Она так широко была распространена в России, что удерживалась еще в XVIII веке даже в крестьянском быту. Образец камки-китайки имеется на подкладке покрова на гробнице Наталии Кирилловны из ризницы Вознесенского монастыря (Оруж. Пал. № 12297) и на покрове царевича Димитрия (Оруж. Пал. № 12208), (рис. 45).

Цареградская камка характеризуется узором из символических или лицевых изображений, например: четырехконечными крестами в кругах, с инициалами имени Христа или головками херувимов, Христа в образе «Архиерея Великого», богоматери, и т. п. Образец цареградской камки имеется на фелони, приписываемой новгородскому епископу Моисею (ум. 1363), но несомненно относящейся к XVI веку (рисунок камки воспроизведен в «Трудах XV Археологического Съезда в Новгороде 1911 года». Москва, 1914 г., том. I, табл. XVIII).
Камка золотная, с особой техникой введения нитей пряденого золота подкладным челноком, имеется на саккосе XVII в. из Патриаршей ризницы (Оружейная Палата № 12029). (рис. 46).
Ткань, по характеру узора, должна быть отнесена к числу итальянских.
Из эпитетов камки, вызванных расцветкой и характером узоров, имеются камки: двуличная, чешуйчатая и хрущатая.
Двуличный обозначает выработку узора на оба лица, с разноцветными утком и основой.
Чешуйчатый указывает на узор, сходный с чешуею рыбы или состоящий из мелких треугольников (последние часто делались в два цвета).
Образец такой камки сохранился в одном из подрясников патриарха Никона (из нее сделаны карманы); а также на подкладке ораря из Архангельского собора (Оружейная Палата № 12143). (рис. 47).

Рис.47 а) Бархат рытый. Венеция, XVII в.; б) Камка чешуйчатая. Италия, XVII в.

На русских миниатюрах с бытовыми сценами постоянно видим камку чешуйчатую па пологах кроватей, одеялах, занавесах и т.п.
Наименование хрущатый относится к узору, имеющему отдельные геометрические фигуры, близкие к кругу. Оружейная Палата хранит пелену XVII в. (№ 12243), подкладка которой скроена из камки хрущатой; узор камки состоит из мелких ромбов.

Набойка в России. История и способ работы Татары