Close

Изорбаф

Изорбаф и зарбаф производится от персидского «зербафт», образуемого из зер — золото, и бафт — ткань (от бафтен — ткать[*]).
Судя но характеру узора, ткань эта вырабатывалась только на Востоке и, по-видимому, в Персии. В Россию изорбаф привозился в довольно большом количестве и употреблялся, как и обьярь, преимущественно на верхние праздничные одежды.
Характеризовать эту ткань следует прежде всего как шелковую, непременно «золотную», т.е. с введением в нее тонкого пряденого и ленточного золота и серебра.

Изорбаф. Персия, XVII в.
Рис.36 Изорбаф. Персия, XVII в.

К сожалению, из «изорбафов», отмеченных описью, нам лично известен только один образец, что естественно затрудняет сделать обобщение техники выработки этой ткани. В собрании Патриаршей Ризницы, в конце XVII века, хранились три одежды из изорбафа, в том числе два подризника, один из которых уцелел до наших дней и поступил в Оружейную Палату (№ 12134). (Рис. 36). Изорбаф подризника в описи 1720 г. назван «полосатой — полосы золотные и серебряные; по полосам травки — шелк разных цветов». Рассматривая технику этого изорбафа, можно отметить, что он имеет в основе тонкий шелк двух цветов: белый и желтый, которые, чередуясь между собой, дают в узоре ткани неширокие (в 12 mm.) вертикальные полосы. Утков, также шелковых (все сквозные), насчитывается шесть: зеленый, голубой, красный, розовый, серый и тончайшего ленточного золота; из них только золотный и зеленого шелка утки являются постоянными, остальные четыре, чередуясь, вводятся и зависимости от необходимости выткать и расцветить отдельные места травного узора, в который входят ирисы и гвоздики. Переплетение нитей основы и утка правильное сатиновое. Техника и узор ткани определенно заставляют отнести ее к числу персидских и датировать XVII веком.
По-видимому, изорбаф стал привозиться в Россию, а может быть и вырабатываться в Персии, только в XVII веке, так как в более древних документах нам он не встретился.

© Raretes 2016-2018