Close

Дороги

Дороги — довольно распространенная ткань; несомненно она восточного происхождения, как о том свидетельствуют ее многочисленные наименования: гилянские, кашанские, кизилбашские, турские и яские. Для определения вида этой ткани мы имеем не особенно богатый, но вполне достаточный материал. В литературе и в обиходе довольно твердо установилось мнение, что самое название «дороги» указывает на то, что эта ткань характеризуется узором из вертикальных полос, подобно тем, которые постоянно встречаются на восточных тканях. Но это не соответствует действительности. Родес, бывший в России в XVII веке и знакомившийся с ввозимыми товарами, определенно говорит, что «дороги» — это восточная тафта. Из документов видно, что наряду с узорами из полосок очень часто встречаются «дороги с травками мелкими золотными и серебряными», «дороги кизилбашские — ко брусничной земле, по ней деревца золотные с шелками», и т. п. Еще чаще встречаются дороги цветные: зеленые, лазоревые и пр., но без всяких узоров, или же струйчатые. Иностранцев предлагает производить это название от имени персидской ткани «дараи», так как в одном подлиннике XVII века приведены параллельно арабским начертанием «дараи», и русский перевод этого слова через «дороги». Однако, точного указания о технике выработки этой ткани не приводится.

Дороги. Восток, XVII в.
Рис.50 Дороги. Восток, XVII в.

В Патриаршей Ризнице был стихарь (Оруж. Пал. № 12135), по описи 1772 г. лист 209 об. № 15, принадлежавший патриарху Никону; стихарь скроен из «дорог» (рис. 50). Ткань чисто шелковая, совершенно тождественная с тафтой, т.е. гроденаплевого переплетения, но в нее введены нити пестрой, так называемой «узловой » окраски, — желтые и зеленые, отчего ткань имеет полосатый вид. В настоящее время западные ткани такой окраски носят название шине.
В Воскресенском Музее (б. Ново-Иерусалимского мон.) хранится фелонь (№ 822-222-22), подкладка которой скроена, но указанию описи XVII в., из дорог двоеличных. (Арх. Леонид. Описание Ново-Иерусалимского монастыря.[*] Ткань совершенно тождественная по материалу и технике выработки с тафтой; отличие усматривается лишь в применении для утков нитей более толстых, чем для основы, отчего вся поверхность ткани получает мельчайшую репсовую землю. Кроме того, в дорогах замечается почти всегда различная окраска основных и уточных нитей. В указанном образце дорог введен красный вареный шелк для основы и желтый шелк утка, что дает земле ткани вид и наименование «двоеличной».
Дороги полосатые сохранились на подкладке воздуха из ризницы Новоспасского монастыря (Оруж. Пал. № 12603) и отмечены в описи этого монастыря 1779 года. Шелковая ткань, тождественная с тафтой, имеет червчатый цвет, который рассекается тончайшими вертикальными полосками. Введение полосок достигается не двуцветной окраской готовой ткани, а заправкой станка двуцветными, чередующимися между собою нитями основы. Если при двуцветной основе добавляются также двуцветные, чередующиеся утки, то узор ткани будет состоять из клеточек, и такие дороги в описях называются «клетчатыми».
Указать отличие дорог «гилянских» от «кашанскнх», кизилбашских или турских от ясских, — пока не представляется возможным, но думаем, что различие между ними было небольшое и не касалось строения ткани. Первые три наименования территориально объединяются, так как Гиляны составляли персидскую провинцию, лежащую вдоль юго-западного берега Каспийского моря; Кашаны — город в провинции Ирак-Аджеми в той же Персии, а Кизилбаши — общее название для Персии. Следовательно, этими наименованиями отличали документы только место вывоза дорог, а не особенность их выработки и строения.

© Raretes 2016-2018