Как живут японцы

Содержание

О том, где находится Япония. Предание о происхождении японских островов

Япония — соседка Сибири. От южного конца Сибири, от Уссурийского края Япония отделяется только Японским морем. Япония расположена на островах, число которых доходит до трех тысяч восьмисот. Живет в Японии до сорока миллионов человек.
Главный остров Японии называется Иеддо; японцы называют его Ниппон; это слово по-русски значит «Колыбель солнца» или «Восход солнца». Некоторые писатели называют и всю Японию «страной Восходящего солнца».
К северу от главного острова лежит остров Иезо; к югу — Киу-Сиу; к юго-востоку — Сикок; остальные острова невелики. Некоторые из этих островов так малы, что на них едва могут расти несколько сосен. Кругом бушует океан; его грозные валы день и ночь гложут маленькие острова. Понемногу волна размывает берег, он обваливается в воду, и остров делается все меньше и меньше. Может быть, неукротимый океан давно разрушил бы последние острова, но наперекор воде тут действует другая сила. Подземный огонь ведет здесь войну с океаном. Трудно даже сказать, чье господство здесь сильнее. Морской прибой разрушает берега, подземный огонь поднимает сушу из воды.
В Японии земля трясется постоянно. Нельзя путешествовать по Японии, не испытав сотрясения почвы; японцы строят свои дома таким образом, чтобы при землетрясении они не разрушались.
Большие острова и маленькие обязаны своим происхождением действию огня; они представляют из себя как бы заплатки, поставленные на разрушенную водою сушу.
Существует предание о том, как появились японские острова. Это предание народ переложил в песню, и песню эту часто можно услышать в Японии. Песня о сотворении японских островов похожа на наши былины о разных богатырях. Вот что поется в ней: «Давно это было, не было тогда еще ничего: ни земли, ни воды, ни огня. Мир тогда не знал еще ни горя ни радости; не было еще даже «ками» (второстепенные божества). Но небесные боги не сидели без дела. Созвавши великий совет, они порешили создать землю, людей и благодатную влагу, землю — на радость богам, чтобы зеленым покровом своим она веселила их взоры; людей — чтобы мир не был пуст и давал наслаждение и радость другим существам; воду — для утоления их жажды.
«Призвав двух главнейших богов — Изанаги и Изанами (Изананги — мужчина, муж Изанами), небесный совет поручил им привести в исполнение их планы. И эти два бога, одобрив в решение совета, взялись сейчас же за дело. Им дали одно лишь копье, но копье то сковали на небе, и небо его освятило своим дивным лазурным дыханием. Став на небесном мосту и увидев соленую влагу, окунули они в ней копье и отдернули вновь его на мост. Капля по капле с клинка стекала соленая влага, — стекла и скопилась под небом, на месте, где ныне «инака» (земля, родина, отечество), и сделалось дивное дело: та влага в землю превратилась, на месте ее ныне остров (Оногора), «Срединным» теперь он зовется (Этот остров называется иначе «Аваджи»; он расположен в Японском «Средиземном море», близ Кобе).
«Сошедши на созданный остров, оба бога остались довольны, устроили чудный дворец, длины до восьми саженей. Здесь они надолго остались. Отсюда, все тем же небесным копьем, сотворили они и еще много других островов. Сначала они создали остров Хируго, но остров тот был недоносок, его поместили в тростниковую лодку и пустили плыть по воде. Дальнейшие создания их были более удачны. Сотворив остров Аву, они приступили к сотворению Ио (Сипокера), и скоро он покрылся лесом, зеленой травой и лугами. Этим творением боги остались довольны больше всего, и это еще более утвердило их в решимости продолжать начатое дело. Один за другим последовали вскоре острова: Митсуго близ острова Оки, остров Тсукуми (Киу-Сиу), Дзу, Ики и Садо и, наконец, дли завершения дела, роскошный остров Драконовой Мухи (под этим островом японские историки разумеют великий остров Ниппон). Сделав еще несколько островов: Коджима, Отима, Адзуки, Гайм, Чика и остров Футаго, боги Изанаги и Изанами вновь вернулись к своей прежней обязанности — творить богов.
«Первым явился на свет бог огня, но жена Изанаги, дав ему жизнь, умерла и отправилась в подземное царство. Смерть жены опечалила мужа. Крупные горькие слезы проливал он в безумном отчаянье о своей утрате; эти слезы скопились и превратились в башню слез и отчаянья. Но Изанаги не ограничился пролитием слез об умершей жене; в своем безумном отчаянье он схватил свою саблю, отрубил ею голову сына, бога огня, и от пролитой крови произошло шестнадцать богов: три — от крови, скопившейся на клинке; трое — от крови, обрызгавшей ефес шпаги; двое — от крови, просочившейся через его палец, и восемь богов — от головы и туловища убитого божества.
«Но и кровавая месть не утешила горя несчастного мужа. Страшно тосковал Изанаги, не находя себе покоя на небе; наконец, он решил отправиться к своей жене в подземное царство; то была великая жертва, но любовь к жене была еще больше. У ворот подземного замка он встретил жену. После свидания с ним она отправилась за советом к начальнику царства, потому что Изанаги мог оскверниться и потерять свой божественный образ, попросив мужа ее подождать; но ее нетерпеливому супругу показалось, что она слишком замешкалась там, и он отправился внутрь дворца. Там было угрюмо и мрачно, темно как в могиле, ни зги не видать. Изанаги отломил кончик зуба из гребня, торчавшего в его волосах, и, употребив его вместо факела, вошел с ним в подземный дворец. Но, уже войдя внутрь, он вспомнил, что оскверняет себя посещением этого места, страшно испугался и постыдно бежал, преследуемый раздраженными стражами. Много ухищрений пришлось ему употребить, пока он, наконец, вернулся на землю».

Персидская кухня Монголия