Close

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25


23

С тех пор, как йомуды поселились на границе, истерзанной внутренними смутами Персии, они постоянно предпринимали в пределах ее аламаны, встречавшие лишь слабое сопротивление. В 1842 г. у йомудов насчитывалось 6-7000 всадников, из которых, однако, лишь у 1000-1200 были хорошие кони и огнестрельное оружие, между тем как вооружение остальных состояло только из копья и шашки. По временам у них устанавливались с Персией добрососедские отношения; старшины их одно время даже присутствовали в совете шаха и 250 конных йомудов и гокланов постоянно служили за плату в персидских войсках. Настоящих даней они не платили, лишь к празднику «навруз» они ежегодно преподносили шаху в дар известное число лошадей — и то скорее из вежливости, чем по обязанности. По временам также наместники и правители смежной персидской провинции Астерабад взимали дань с каждой йомудской кибитки, но раздавали столько халатов знатным и старшинам во время сбора ее, что доход уравновешивался расходом.
Тогда как гокланы, как сказано выше, охотно занимаются земледельческим трудом, йомуды — природные купцы и торговцы. Все почти торговые сношения между Хивой и Астерабадом находятся в их руках. В Тегеране постоянно находилось некоторое число йомудов в качестве заложников, и родственники их нередко посещают столицу, попутно забирая для продажи множество ковров, кошм, чепраков и прочих изделий своей кустарной промышленности. Йомудский род Джафар-Бей занимается даже морской торговлей — нефтью, рыбою, каменной солью. Внутренняя торговля по всей туркменской территории находится в руках родов Ата и Шейх, которые наряду с родами Махтум и Ходжа, считаются потомками четырех калифов; по этой причине они пользуются среди всех туркменов особым уважением, некоторые даже неприкосновенностью. Они по мере сил извлекают выгоду из своего привилегированного положения и, безопасно посещая земли соседей, выступая посредниками между враждующими племенами и родами, пользуются случаем вести при этом оживленный меновой торг.
К данным барона Боде, собранным лет 75 тому назад, мы присоединим еще некоторые выдержки из позднейших записок русского военного, опубликованных в «Военном Сборнике» за 1872 г.
Йомуды разделяются на два главных рода: Берамш-Али и Кара-Чуха, в свою очередь распадающихся на ряд ветвей. По образу жизни кара-чухинцы делятся на оседлых (чомур) и кочевых (чорва). И те и другие живут в кибитках и, в сущности, даже чомуры не остаются постоянно на одном месте, но передвигаются со своими кибитками, только на небольшие расстояния, версты на 2, на 3, главным образом с целью переменить свою загрязненную стоянку на чистую. Чомуры, живущие в юго-восточном углу по берегу Каспийского моря, занимаются рыболовством и торговлей с Персией, а прежде слыли дерзкими пиратами; живущие на Атреке занимаются земледелием и скотоводством. Напротив того, чорвы представляют собой кочевников в полном смысле слова и никогда земледелием не занимаются. Рогатого скота они не держат, а только верблюдов и овец. В каждом роде, даже в каждом семействе одни члены оседлы, другие же ведут кочевой образ жизни, при этом отдельные лица часто меняются ролями. Ссора с соседом, брак с дочерью кочевника уже достаточны, чтобы превратить оседлого в кочевника и наоборот. Кара-чухинцев в 1872 г. насчитывалось 7.200 кибиток. На Российской территории из них проживало приблизительно 900 кибиток, главная же масса держалась в пределах Персии. Кочевые кара-чухинцы собираются на зимовья на Гургене и на Атреке обыкновенно в ноябре и остаются здесь до середины февраля, а летом сосредоточиваются на пастбищах.
Убранство и украшение кибитки у зажиточных йомудов составляют ковры и подушки. Последние имеют форму цилиндра и называются мутаками, — название общеупотребительное вообще в Средней Азии и на Кавказе для подобных подушек. Убранство кибиток гораздо богаче, чем у прочих туркменов. Вся внутренняя сторона плетеных стен кибитки зашивается коврами и шелковыми тканями. Там, где смыкается свод со стенами юрты, прикрепляется по всей юрте (с внутренней стороны) фриз, состоящий из длинной и узкой ковровой полосы, специально выделанной для этого, отличающейся особой техникой и своеобразным узором, не встречающимся на других ковровых изделиях. Длина ее соответствует длине окружности юрты, ширина колеблется от 3 до 18 вершков. Особенно красивые, тщательно выделанные и широкие «дорожки» составляют гордость хозяина кибитки и служат мерилом его состоятельности. Эти ковры известны в продаже под названием «дорожек». Кошмы (войлочные ковры) у йомудов бывают двух сортов: более тонкие, темно-желтого цвета — ими обыкновенно покрывают кибитки; и более толстые и прочные, темного цвета с пестрым рисунком, которые расстилаются на полу или заменяют настоящие ковры.
Йомуды, как и все туркмены, носят шерстяные халаты темно-желтого цвета. На голове они носят, как почти все бреющие голову народы, тюбетейку, а поверх нее — огромную овальной формы баранью папаху, лохматый длинный мех которой придает носителю весьма дикий вид. Женщины обыкновенно одеты в шелковые рубашки и такие же шаровары, а поверх этого халаты, или накидывают на себя большой платок. Они носят громадные головные уборы, увешанные золотыми и серебряными украшениями, монетами, каменьями и т.п.

© Raretes 2016-2019