Close

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25


7

В другом месте в дневнике Клавихо имеется следующее описание кибиток Тамерлана в лагере его под Самаркандом:
30 октября Тимур приказал устроить большое празднество, на которое все присутствующие иностранные посольства получили приглашения. Когда они приблизились к большому шатру, в котором находился Тимур со своими гостями и придворными, «то увидели, что рядом с этим шатром имеются еще две ограды совсем вроде описанных выше. Но только здесь и самые ограды, и находившиеся в них шатры, и материи, из которых они сделаны, были настолько богаче и дороже, что после них на те не хотелось смотреть. Одна из этих оград состояла из красной ткани с вышитыми золотом красивыми узорами и арабесками; самая ограда была выше предыдущих. Выше были также и сводчатые входные двери с возвышением над ними (все состояло из материй). И двери и свод были украшены золотым шитьем. Над порталом возвышалась четырехугольная зубчатая башня из той же материи и с такими же украшениями, как на дверях. Да и ограда была украшена по всей длине зубцами такой же работы и из той же материи. Местами были проделаны окна, расшитые шелковыми шнурами и снабженные ставнями, сделанными из той же материи с шитьем».
«Внутри ограды было разбито много роскошных, красивых и разнообразных шатров. Непосредственно подле этой ограды находилась другая из белого «сетуни» (атласа) без узоров и шитья, но также с порталом и окнами; внутри ее опять-таки имелись разные шатры. Обе ограды сообщались между собой дверью. Впереди оград стоял еще большой шатер — такой же, как служивший государю столовою. Он был весь из белого шелка с нашитыми арабесками и орнаментами из разноцветных материй».
Тут же Клавихо описывает и одежду одного из внуков Тимура — повелителя Малой Индии: «Наряд его состоял из голубого атласа (сетуни), с шитыми золотыми украшениями, похожими на колеса; на каждом плече было по одному такому колесу, другие на груди и на рукавах». Такое расположение орнамента соответствует китайскому приему изображения гербов и тому подобных отличий.
Затем Клавихо дает описание ограды и шатра, в которых первая жена Тамерлана, знакомая уже нам Серай-Мульк-Ханым-Мехребана устроила празднество: «Ограда, в которой она имеет пребывание и где состоялось празднество, заключает в себе много богатых кибиток. Самая ограда состояла из белых и цветных материй, расшитых различными узорами». Послов отвели в шатер у самого входа ограды. «Этот шатер был покрыт темно-красною ковровой материей со вставками и узорами из белой материи с обеих сторон». Затем их провели в другие богатые шатры царицы: «среди них был также весьма высокий и просторный шатер, не скрепленный веревками, покрытый красным шелком отличного качества; по нему сверху до низу тянулись полосы, украшенные серебряными золочеными бляхами. В шатре имелась двойная дверь; одна часть ее состояла из переплетенных тонких красных планочек, обтянутых прозрачным красным шелком, благодаря чему и при закрытой двери свободно проходил воздух, а кроме того находившиеся внутри шатра могли видеть, что делается на дворе, не будучи видимы сами. Другая часть двери, передняя, была так высока, что можно было бы верхом проехать в нее; она была обита золочеными серебряными пластинками, покрытыми разными узорами из голубой и золотой эмали. Эти пластинки были необычайно тонкой работы и лучше их вряд ли можно было бы найти как в этой стране, так и в христианских. На одной створке этой двери был изображен апостол Петр, на другой — апостол Павел. Рассказывают, будто Тимур нашел эту дверь в Бруссе[*], при разграблении тамошней турецкой сокровищницы. Против этой двери было нечто вроде шкафа, в котором хранились серебро, кубки и т.д.». Затем следует описание серебряной посуды, а далее говорится: «Возле одного стола устроено ложе из шелковых тюфяков, расшитых цветами, дубовыми листьями и иными узорами. С другой стороны был еще стол с таким же ложем, на полу же лежали подушки весьма тонкой работы. Направо от входа в ограду находился большой шатер вроде походной палатки[*], покрытый красной материей, расшитый узорами из белой и цветных материй[*]. Этот шатер был окружен пристройками, доступ к которым открывался изнутри шатра. В определенных промежутках в стенах были проделаны небольшие оконца, закрытые переплетом (из шелковых лент) или материей (тонким шелком). Кровля у самого шатра и у пристроек была общая, так что изнутри она казалась сделанной из цельного куска. Входная дверь имела вид арки, и отличалась тонкостью работы. От входа вел прямой, закрытый с боков, сводчатый коридор. Вошедшему в шатер из главного входа справа открывалась дверь в пристройки, а прямо против нее — другая, богато разукрашенная, ведущая в самый шатер. На другом конце коридора находился еще шатер, также весьма богато расшитый золотом; в середине коридора устроен был третий, неукрепленный веревками, в котором имел пребывание сам царь. Эти шатры по верху были соединены с окружавшими их пристройками и все было покрыто красной материей. Здесь было собрано столько богатой и тонкой работы, что невозможно описать все в подробности, нужно видеть это собственными глазами. Из этого шатра посланников провели в деревянный дом, находившийся в той же ограде; это было очень высокое строение, к которому вели ступеньки; вокруг него были устроены деревянные же веранды и галереи. Дом был сплошь расписан голубыми и золотыми узорами; и был разборный. То была мечеть, в которой царь совершал свои молитвы; она следовала за ним всюду, куда бы он ни отправлялся. Далее посланников повели в шатер, крепленный зелеными веревками, снаружи покрытый сероватым, а изнутри белым мехом; как обычно, в нем были устроены два ложа. Затем их повели в другой, смежный шатер без веревочного крепления; снаружи он был покрыт красной материей, расшитой разноцветными узорами, внутри же нижняя половина была обтянута собольим мехом, самым дорогим из всех мехов, а верхняя серой белкой. Перед входом был устроен навес для защиты от солнца, с нижней стороны подбитый беловато-серым мехом. Эти шатры предназначались для самого царя и так устроены, что ни солнце в летнее, ни холод в зимнее время не могли туда проникнуть. Отсюда посланников повели за другую ограду, соединенную с только что описанной; она была из белого атласа; здесь им тоже показали множество шатров и навесов из шелка и других материй. В орде было еще много не только царских оград с шатрами, но и других, принадлежавших приближенным царя и мурзам. Разнообразие этих оград и кибиток было удивительное; куда ни взглянешь, всюду они были. В общем, в царском лагере было от сорока до пятидесяти тысяч кибиток, представлявших чудесное зрелище. Кроме них было еще много кибиток вокруг города (Самарканда) в садах, лугах и у реки».
Далее Клавихо описывает сад близ Самарканда, где Тимур устроил празднество: «в саду было много шатров и навесов, одни из пестрых ковров[*], иные из шелка с узорчатыми вставками из других материй[*]. Посреди сада находилось прекрасное здание, крестообразное в плане, украшенное богатыми занавесами. Внутри его расположены были три алькова или ниши для лежанок; стены и полы были выложены разноцветными кафелями. Против входа находился самый большой альков; в нем был поставлен серебряный золоченый стол вышиной в рост человека и длиной в три локтя; возле стола была устроена лежанка из небольших тюфячков[*] из камокана и иных шелковых материй, шитых золотом; эти тюфячки лежали на полу один на другом. Здесь уселся хан. Стены были украшены занавесями из розового шелка, украшенными серебряными золочеными бляхами с изумрудами, жемчугами и иными драгоценными каменьями; над ними были прикреплены так же украшенные полосы шелковой материи, шириной в 3/4 фута, спускавшиеся до самого пола; они были обшиты разноцветной шелковой бахромой, колыхавшейся при всяком дуновеньи, что было очень красиво. Сводчатые входы в этот альков отделялись такими же занавесями, привешенными к палкам в виде копий, с которых до самого пола свисали шелковые шнуры с большими кистями, пол был устлан коврами и половиками. Средину этого дома занимали два золотых стола, уставленные золотыми, усыпанными крупными каменьями, кубками и кувшинами и т.п.».

© Raretes 2016-2018