Close

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25


17

Туркмены применяют для выделки ковров шерсть овец исключительно одной — белой — с черными или по крайней мере пятнистыми головами персидской породы. Бумажная пряжа иногда применяется, особенно в дверных коврах (энкси), однако лишь для петель; шелк применяется лишь изредка и то лишь для отдельных частей орнамента. Такие ковры ценятся особенно высоко и встречаются почти исключительно среди пендинских. Сами туркмены не очень бережно обходятся со своими изделиями; обыкновенно ковры большого размера в скатанном виде лежат в углу кибитки и расстилаются только по случаю каких-либо празднеств или для встречи гостей, и назначение их, вообще, чисто декоративное. В прежнее время ковры выделывались только для собственного обихода, но недавно в Мерве и в Асхабаде стали нанимать работниц и изготовлять ковры специально для продажи; предпринимателей из европейцев пока, к счастью, еще нет.
Кроме овечьей шерсти, применяется иногда и мягкая шерсть верблюжат 3-4-дневного возраста; изготовляемые из нее ткани называются «агари» (аг, (ак) = белый; агармак = белеть, быть белым).
Лучшими являются ковры племен сарык и салор в Иолатане и Пендэ; за ними следуют ковры текинцев в Мерве и Асхабаде, далее идут йомудские, огурджалийские и т.д., а также ковры племен, кочующих в окрестностях Кызыл-Аяка (3 сорта), Колы, Ахчи и Бешира.
Что касается орнаментики, то, по сведениям С.М. Дудина, у каждого племени, а по другим источникам (Н.Ф. Бурдуков) и у каждого рода племени, существует свой узор или орнаментальный элемент, всегда повторяющийся. В почти тождественных между собой коврах это проявляется преимущественно во внутренних деталях «гюли», орнаментальной розы, в которых мы встречаем бесчисленные преднамеренные различия; к ним мы еще вернемся, когда речь дойдет до отдельных племен. Существуют даже определенные названия отдельных рисунков, например: «кызил гилем» — девичий ковер. В орнаменте своих узоров туркмены пользуются — кроме не имеющих определенного значения геометрических фигур — исключительно предметами своего домашнего обихода, или же переносят названия их на сходные по форме орнаментные фигуры, так, например: фигура 1 называется «аранакш-гюль», т.е. пила, фигура 2 — «айна-гюль», т.е. зеркало. В этих случаях слово «гюль» получает как бы значение «фигуры» хоть собственно оно означает — «розу». Одна звездчатая фигура носит название «илдыз-наш-гюль», другие «куриный след», «лошадиная голова», «цветок» и т.п. (Н.Ф. Бурдуков).
Фигура 3 называется «гопуз», правильней «кобуз», что соответствует вышедшему уже из употребления музыкальному инструменту (духовому), игрой на котором занимались женщины. С.М. Дудин говорит, что форма этого инструмента на самом деле совсем иная.

Уже Марко Поло восхваляет ковры «туркоманов», но никаких подробностей о них не сообщает; так же мало сообщают по этому вопросу и другие источники, все они дают лишь общий похвальный отзыв. В Европу туркменские ковры попадали в прежнее время, по-видимому, лишь в очень малом числе; нам удалось найти изображение туркменского ковра лишь на одной картине кисти Лоренцо ди Креди в Пистойском соборе, в то время, как персидские и малоазиатские ковры во множестве встречаются на картинах XIV до XVIII в.
О видовом подразделении ковров, согласно назначению их, мы уже выше дали общие сведения, так что можем ограничиться здесь некоторыми добавлениями. Молитвенные ковры редко встречаются у туркменов; михраб в них обыкновенно небольшой, угловатый; бордюры по бокам очень широки, а среднее поле разделено на квадраты или же поперечною полосою, что по словам самих туркменов обозначает Каабу.
В энкси преобладает бордюр и занимает большую часть площади ковра. Весь узор располагается по вертикальной оси, причем небольшое среднее поле обыкновенно делится поперечной полосой, как и в молитвенных коврах.

© Raretes 2016-2018