Close

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25


16

Кроме туркменов салорского происхождения, в Закаспийской области проживают туркмены Огуз-Хан, распадающиеся на следующие племена: гокланы по рекам Атреку и Сумбару, Игдыры и Абдалы по восточному берегу Каспийского моря, южнее форта Александровского, Огурджали по берегу Каспийского моря южнее Красноводска и на островах Челекен, Долгом и Огурджинском; из них многие ведут оседлый образ жизни и живут в саклях.

От коренных туркменов следует различать отуркменившиеся племена арабского происхождения: Ших, Сеид, Махтум, Ходжа и Ата, хотя и живущие среди туркменов, но не смешивающиеся с ними и считающие себя потомками пророка.

Затем следует выделить тоже отуркменившиеся чисто тюркские племена Алиели, Нухурли, Мурчали, Анаули и Мехинли. Быть может, они представляют собой первоначальных обитателей страны до вторжения туркменов, т.е. до X в. Живут они преимущественно не в кибитках, а в глинобитных саклях, отличаясь многими особенностями обихода, и ведут оседлый образ жизни.

По мнению Ф.А. Михайлова, развитие коврового производства в том или ином племени находится в теснейшей связи с разведением овец породы «харчи», породы степной по преимуществу, не переносящей горных пастбищ. Те племена, которые со степей переходили в горы и стали разводить иные, горные, породы, утратили вместе с тем и производство ворсованных ковров. Далее Ф.А. Михайлов сообщает, что среди туркменов принята классификация ковров, основанная на очертаниях главной составной части рисунка, называемой «гюль» или «розой», т.е. четырех-, шести-, или восьмиугольных фигур, заполняющих поле ковра. Такие «розы» носят названия: салорской, эрсаринской, йомудской, чаудорской и т.д. К салорской орнаментальной группе могут быть отнесены племена: салоры, сарыки, текинцы мервские и отчасти ахальские, дали и кизил-аяки (эрсаринцы); к группе йомудской причисляются: йомуды, огурджали, чаудор, икдыр, абдал, ходжа (арабы), гокланы. В состав эрсаринской группы входят племена и роды: кашир, башир, бурдалык, чакыр, алиели, тонга, топча и другие эрсаринцы, живущие в пределах России, Бухары и Афганистана по Аму-Дарье, а также каракалпаки. В каждой группе имеется по несколько рисунков для разных ковровых изделий, как то чувалов и торб, энси, намазлыков, дорожек и проч. т.п.

Наиболее древний рисунок принадлежит салорам; главный элемент его — разукрашенный восьмиугольник, который и называется салорской розой (салор-гюль). В конце XVIII в. салоры жили в оазисах Иолатане и Пендэ; однако под напором сарыков, большая часть их в 1780 г. ушла на р. Герируд и в Серахс. Салоры передали свое искусство сарыкам, а сами почти совершенно перестали заниматься выделкой ковров; сарыки же распространили ковровое производство между текинцами. На месте говорят, будто салоры не выделывают больше ковров по той причине, что персидские ханы, под власть которых они подпали, отбирали у них все лучшее, и это их отвратило от исконного их занятия.

Рисунок салорской розы остался основным элементом орнамента, принятого не только сарыками, но и текинцами, особенно мервскими. Текинцы Асхабадского и Тедженского оазисов имеют тот же орнамент, но уже пострадавший от изменений. Что касается ковровых изделий туркменов, то они бесспорно красивее всех прочих кочевничьих ковров. Лишь тот, кто собственными глазами любовался роскошным колоритом старинных туркменских ковров, кто сам, зачарованный прелестью этих удивительных изделий, испытал настроения, навеваемые их гармонией, тонкостью и шелковистым блеском, мог составить себе понятие о красоте этих, обычно небольших по размерам, изделий, выработанных вековым навыком, то блестящих исчерна-красных ковров с шелковым, цвета слоновой кости и алой розы, орнаментом, то матовых, как бы подернутых дымкой с тем же белым цветом и вкрапленным синим на буро-красном фоне, то сияющих своим насыщенным красным тоном, усыпанных крупным стильным орнаментом, или же, наконец, украшенных пестрыми полосами по почти белому фону.

Кому хоть раз пришлось видеть старинные туркменские ковры, тот никогда не спутает их с изделиями других кочевых племен уже по одному орнаменту, не говоря о технике. Дать точное описание орнамента невозможно, так как своеобразные фигуры его несравнимы ни с цветами, ни с какими-либо определенными геометрическими фигурами. Следует упомянуть, что среди старинных ковров одинакового возраста, качества, происхождения и рисунка одни отличаются удивительным шелковистым блеском, тогда как у других общий тон совсем матовый, как бы подкопченный, что по-своему не менее красиво, так как орнамент и рисунок выступают с особенной отчетливостью. Разница между ними, особенно там, где много белого, приблизительно такая же, как между глазурованным и неглазурованным фарфором. Особенно красивые образцы такого рода нам приходилось встречать среди пендинских чувалов. Чудный блеск, свойственный старым туркменским коврам, их ярко горящие тона с серебристым отблеском, насыщенные и глубокие, являются неподражаемым результатом действия времени. В общем, ковры с блеском всегда гораздо красивее; ведь настоящий блеск, присущий благородному материалу, до неузнаваемости облагораживает краски, по сравнению с материалом неблагородным. Золотисто-желтый шелк и фиолетовый бархат дают, например, прелестное сочетание, но те же краски на холсте или ситце, кажутся некрасивыми и вульгарными. Многие восточные ковры, особенно ковры с частым ворсом, имеют, пока новы, своего рода аппретуру. Они жестки на ощупь и сгиб, иногда даже настолько, что при сгибании ковра должны, казалось бы, полопаться нитки основы. Совсем ошибочно по этой жесткости выводить заключение о доброте ковра, как это зачастую делают торговцы, расхваливая свой товар. Жесткость доказывает лишь, что ковер еще ни разу не мыт и не промочен, то есть, что он совсем новый.

У туркменов ткут исключительно женщины, и в употреблении исключительно горизонтальные ткацкие станки. В туркменских половых коврах наблюдается общая характерная черта: на обоих концах их почти всегда имеется по широкой гладкой полосе основной ткани. Гладкие паласы выделываются трех сортов: высший сорт отличается мелким двухсторонним рисунком, т.е. рисунок ясно виден и на изнанке, что менее отчетливо во второсортных, а в третьем сорте с оборотной стороны лишь кое-где заметны следы рисунка и они усажены длинными концами ниток. Все ковровые ткани туркменов имеют шерстяную основу и такой же уток. Фон их всегда буро-красный или красный, только в изделиях племени огурджали фон и орнамент имеют равное значение. При тканье ковров туркмены пропускают только по одной уточной нитке после каждого ряда петель, тогда как киргизы и узбеки — по две.

© Raretes 2016-2018