Close

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25


15

Туркмен по самой природе своей воин, и исключительно воин; это очень сильные люди, с крепкой мускулатурой, особенно в плечах и руках, чем они обязаны вековому употреблению луков. По сложению они сухи и худощавы. Грудь их скорее узкая, чем широкая, и развита далеко не так сильно, как у монголов. С этими последними туркмены, живущие по ту сторону пустыни, имеют больше сходства, чем кочующие около персидской границы. Порода последних значительно улучшена сильной примесью персидской крови, в течение веков внесенной в них пленными персиянками. Туркменские старухи отвратительны в полном смысле этого слова. Некрасивость их совсем иная, чем некрасивость старух персидских народов. У последних черты лица становятся карикатурно-резкими, глаза западают и взгляд делается диким и пронзительным. Лицо же старухи-туркменки с годами становится почти совершенно плоским, нос едва выступает и все лицо изрезано морщинами и тысячами мелких морщинок; прижатая к губам форма носа есть следствие постоянного ношения личного покрывала, придавливающего кончик носа.
Дети туркменов вступают в брак в весьма юном возрасте: мальчики — лет 14-15, а девочки в 10-12 лет. При этом у туркменов имеется странный обычай, согласно которому молодые после свадьбы живут вместе лишь 2-3 суток. Затем молодая возвращается на 2-3 года к своим родителям и здесь работает над своим приданым, состоящим из нарядов и из предметов украшения кибитки — ковров. Лишь после этого она возвращается к своему мужу, который от своего отца получает кибитку, служащую жилищем всей семьи.
Туркмены делятся на пять главных племен, из которых некоторые в свою очередь распадаются на более мелкие. Есть различия в наречии этих племен, в обычаях и особенностях, проявляющихся, между прочим, в характерных орнаментах и узорах ковров; сами они отлично разбираются в этих различиях, в то время как чужеземцу все они кажутся весьма похожими. Это явление напоминает «шотландские» материи, которые все клетчатые, но по сочетанию красок относятся к определенному клану.
Из «Родословной туркменов» Абуль-Гази-Богадур-Хана[*] и отчасти из устных преданий можно вывести, что в глубочайшей древности туркмены жили на севере, на берегах озера Иссы-Куля. В VI в. туркмены были на Сыр-Дарье, в X в. перекочевали на левый берег Аму-Дарьи, а потом в округ Мерва. В 1036 г. в Мерве водворяется тюрко-туркменская династия Сельджуков и город достигает наибольшего расцвета, но скоро гибнет под натиском тюркских племен, а затем и монголов. Богадур-Хан пишет, что название «туркмен» происходит от персидского «тюркманенд» (похожий на тюрка).
Все туркмены русской Средней Азии, Бухары и Афганистана находятся между собой в ближайшем родстве. Они составляют там теперь 70% населения и разделяются на пять главных племен: Салоры, Сарыки, Теке, Йомуды и Эрсари. Второстепенные племена следующие: Гокланы, Икдыр, Абдал, Огурджали и Алиели. Все эти племена в свою очередь разделяются на многочисленные роды. Кроме этих племен существуют еще туркмены в Персии и Малой Азии и даже на Кавказе, в Дагестане.
Древнейшим племенем считаются салоры, ведущие свое происхождение от полумифического героя Салора, сына Таг-хана, внука Огуз-хана. После продолжительных войн с тюркским племенем Беджнэ они покинули занимаемые ими места и переселились на юг на Аму-Дарью и в Мерв, где тогда владычествовала арабская династия Аббасидов. Около XI в. от салоров откололись йомуды, текинцы, сарыки и другие. Во время пребывания салоров в северо-восточной Персии, в Хорасане, Иране и Фарсе, появился среди них богатырь Салор-Огурджик, который с 1000 кибитками ушел в Шемаху, оттуда в Крым, а затем через Волгу пришел на Урал. Отсюда он должен был уйти с частью своих кибиток на Мангышлак и в Балханские горы недалеко от Красноводска. От него ведут свой род многие туркменские племена — Огурджали и другие, живущие вне Закаспийской области.
Страна, служащая в настоящее время местопребыванием туркменских племен, принадлежала сначала персам (Дарий Гистасп), потом, вскоре после возникновения Ислама, владели ею арабская династия Аббасидов, а далее, до X в. — другие арабские же династии. В XI в. в Мерве (древняя Маргиана) появляется туркменско-тюркская династия Сельджуков, но вслед за нею с XIII по XVI вв. страной завладевают монголы, на смену которым приходит персидская династия Сефевидов. После смерти Надир-Шаха в 1747 г. Мервом завладевают бухарские ханы, разоряют город, опустошают страну, а жителей переселяют в Бухару. В 1820 г. значение Мерва окончательно пало, а прочие оазисы оставались во власти персов, пока ими не овладели свободные туркменские племена. Каракумские степи и Усть-Урт входили в состав сильного в то время хивинского ханства.
В 1637 г. туркмены появились в Теджене, Бами, Беюрме и на берегах Атрека и Гюргена. В 1739 г. персидский шах Надир покорил Хиву и переселил живших там теке и йомудов в Хорасан; прочие туркмены остались на севере, кочуя по Мангышлаку и по Аму-Дарье. В конце XVIII в. туркмены стали бичом хивинцев, ранее неоднократно побеждавших их.
В таких непрерывных войнах и передвижениях, то в розысках удобной земли и воды, то в разбойничьих набегах на хивинские, бухарские и персидские владения, жили туркмены почти все XIX столетие до появления в Средней Азии русской власти. Уже в XVIII в. русское правительство не раз пыталось проникнуть в среднеазиатские степи. В 1804 г. генерал-майор Я.Е. фон Фелькерзам, командуя снаряженной по приказанию Павла I корабельной экспедицией, собственноручно водрузил российское знамя на восточном берегу Каспийского моря и имел встречи с туркменами и киргизами[*], однако, лишь в половине XIX в. русское владычество прочно утвердилось в ханствах Хивинском, Бухарском и Кокандском, а в 1881 г. поход Скобелева и взятие крепости Геок-Тепе окончательно сломили упорное сопротивление наиболее сильного врага — туркменов-текинцев, которые в 1885 г. подчинились русскому владычеству.
По сведениям Боголюбова текинцы (около 36.800 кибиток) сидят в оазисах Ахал-Текинском, в восточной части Атрека, в Тедженском и Мервском с окружающими степями; сарыки (около 7290 кибиток) населяют оазисы Иолатанский и Пендинский и окружающие степи; салоры (около 3000 кибиток) живут в Иолатанском и Пендинском оазисах, а также в Серахском и окрестных степях; йомуды (около 4600 кибиток) живут по рекам Сумбару и Атреку, частью в России, частью в Персии; эрсари по Аму-Дарье в пределах России, Бухары и Афганистана; все они ведут полуоседлый образ жизни. Йомуды кочуют по всему Мангишлаку.

© Raretes 2016-2018