Close

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25


18

Сарыки и салоры

Племя сарык, вытеснившее салоров из обоих оазисов, не имеет собственного производства и все старинные ковры, находящиеся в настоящее время в руках сарыков — салорские; сарыки сами их очень ценят и продают их только за большие деньги. В 1902 г. С.М. Дудин не нашел у сарыков ни единой ткачихи и ни одного ткацкого станка. Возможно, что несколько десятков лет назад среди них ткачихи имелись, но в таком случае они только копировали салорские рисунки и производили невысокого качества ковры. Утверждение Черчилля, будто пендинские ковры отличаются густым ворсом, а по краскам и рисунку не представляют собой ничего выдающегося, либо относится к таким сарыкским коврам, либо вызвано тем, что за такие ковры по недоразумению были признаны некоторые сорта йомудских. Но когда Черчилль говорит далее, что туркменское племя сарык, живущее в Мерве, производит прекрасные ковры, пользуется наемной рабочей силой и покупает шелк уже в крашеном виде, то здесь явная ошибка: сарыки живут в долине Мургаба, а в Мерве их совсем нет.
Салорские орнаменты и рисунки по большей части довольно сильно отличаются от орнамента и рисунков других туркменских племен. Они благороднее, чище по стилю и в них заметно сильное персидское влияние. Материал, краски и техника выше всяких похвал. Часто встречающимися салорскими элементами являются фигура, напоминающая двойной крест (фигура 4), и фигура вроде (фигура 5); далее мы часто встречаемся с разбивкой всего ковра на смежные продолговатые четырехугольники, по середине которых помещаются классические фигуры туркменов, так называемые «гюль», почти совсем сходные с текинскими.

В высшей степени характерна и кайма. Кайма вообще является, по мнению С.М. Дудина, для туркменских ковров весьма важным отличительным признаком. Характерной особенностью салорских ковров является то, что только в них для белых мест обыкновенно применяются бумажные нитки, чего не делает ни одно другое туркменское племя, как утверждает Н.Ф. Бурдуков. Особенно охотно прибегают к этому в Пендинском оазисе, так как там нет шелковичных деревьев, а следовательно и шелка, в салорских же коврах шелк не применяется никогда. Весьма интересный, очень старый салорский палас я видел лет 10 назад у полковника А.В. Верещагина, приобретенный им в 1878 г. у одного салорского хана в Геок-Тепе. На нем было изображено — а это редкое явление — возвращение салоров после аламана. Длинный ряд сильно стилизованных небольших человеческих фигур, привязанных друг к другу за руки, изображал пленных; затем следуют женщины и мужчины со многими верблюдами, овцами, козами и лошадьми; всадники, вооруженные копьями, сопровождают шествие; кроме того, изображены всякие другие животные, как собаки и птицы. Фон был черновато-синий. Все фигуры были вышиты, а не тканы, что, однако, замечалось лишь при внимательном рассмотрении. Такого же рода палас принадлежал в 1905 г. гр. Бобринскому в Петрограде и, наконец, третий, на котором, правда, только были изображены несколько рядов верблюдов — кн. Тенишеву.
Вечные войны и распри между туркменскими племенами были причиной их постоянных передвижений и переселений. Вполне естественно, что мы почти ничего не знаем об этих событиях, разыгрывавшихся в крае, который до недавнего времени был совершенно закрыт для европейцев, да и вряд ли нам когда-либо удастся разобраться в этой исторической путанице.
В 1884 г. П.М. Лессар, объездивший Мерв, Пендэ, Иолатан и пр., сделал в Императорском Географическом Обществе сообщение о «Юго-Западной Туркмении, стране сарыков и салоров»; оттуда мы и почерпаем нижеследующие данные.

© Raretes 2016-2018