Close

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25


13

Из растительных форм в среднеазиатский орнамент вошли, главным образом, древо жизни (thuja), гранатник, кипарис, финиковая пальма, лотос, тюльпан, роза и многие другие мелкие цветы. Из животных форм встречаются дракон, лев, козерог, овца, коза, лошадь, верблюд, многие птицы и даже насекомые, например, бабочки и жуки. Человеческие фигуры, правда, редко, но все же попадаются. Из неодушевленных предметов назовем: свастику, якорь, михраб, лампаду, также музыкальные инструменты, например, носящий у туркменов название «гопуз», у киргизов «кауз», инструмент, встречающийся также у самоедов и остяков и т.п., а затем целый ряд отчасти геральдических знаков, называемых «тамга» и представляющих собой наследственный знак отдельных семей и племен или даже отдельных лиц. Как раз в Средней Азии тамги играли значительную роль. Нам, например, известно, что тамга Чингис-хана имела форму вроде Андреевского креста. Тамга одного из потомков его, киргизского султана и хана Букея, «Государя Малой орды», названной по его имени «Букейской ордой», имела сходство с буквой М; этот знак сохранился в гербе потомков его, ведущих свою линию от киргизского хана Абул-Хаира, принявшего в 1717 г. русское подданство[*]. Но среднеазиатской орнаментике уже в очень раннее время не чужды были и более сложные символы. Клавихо в 1403 г. пишет, что видел на портале Тимурова дворца в Кеше изображение льва, лежащего на солнце, то есть нынешний персидский государственный герб. Он называет его гербом князей Самаркандских. Герб Тимура — его тамгу — он описывает, как состоящий из трех эллипсов, двух горизонтальных на одном вертикальном, чем указывалось на владычество его над тремя частями мира.

Тамга Тамерлана

Далее Клавихо рассказывает: «этот герб он велит чеканить на монете, помечать им все предметы, изготовленные по его приказанию. Эти круги находятся также на его государственной печати и он велел народам, платящим ему дань, также чеканить этот знак на своей монете». Отсюда можно заключить, что, несомненно, существовали ковры и ткани с изображением этого знака.
Другую группу символических знаков составляют весьма древние формы, заимствованные из китайского культа; сюда относятся китайский дракон, феникс, рыбы, летучая мышь, жемчужина, «звучащий камень», зонтик, раковина, облака, водяная лилия и проч.
Обратимся теперь к отдельным народностям, ткущим ковры в Средней Азии.

© Raretes 2016-2018