История изучения иранской живописи

Европейцы познакомились с произведениями иранской живописи еще в XVII в. Так, например, миниатюры Реза-Аббаси сделались известны в Европе в начале XVII в., что доказывается, между прочим, тем, что в Эльзевире 1633 г. «Persia seu regni persici status» заключено шесть гравюр по миниатюрам школы Реза.
К XVII же веку относятся первые попытки оценить ее. Шарден в 5-м томе своих «Voyages du chevalier Chardin en Perse», написанных в конце XVII столетия, посвящает небольшую главу иранской живописи. Он отмечает, что иранцы незнакомы с перспективой, что является тем более странным, что ибн Хосейн написал о перспективе специальный трактат. О характере колорита иранской живописи он делает, между прочим, следующее интересное замечание: «их кисть тонка и нежна, их живопись полна жизни и блеска; следует приписать воздуху страны красоту красок: именно этот сухой воздух сжимает тела, делает их более твердыми, как бы шлифованными, тогда как наш сырой воздух размазывает и растворяет краски и сообщает им нечистый тон, который вреден их блеску».
Научное изучение иранской живописи началось еще очень недавно (в конце ХІX в.) и сначала над очень ограниченным материалом. Еще в 1895 г. в книге Гайе об иранском искусстве, в главе, посвященной миниатюре, все воспроизведения были взяты из материалов библиотеки Хедива в Каире. Но скоро круг памятников становится более обширным. Пополнение общественных и частных собраний, а особенно выставки искусства ислама, в частности мусульманской миниатюры, содействовали этому. Особенно плодотворны были выставки в Мюнхене и Берлине 1910 г. и выставка миниатюры в Музее декоративных искусств в Париже 1912 г. Наконец, в последние годы большую роль сыграли выставка иранского искусства в Лондоне в 1931 г. и выставка в Ленинграде 1935 г., а также специально посвященные миниатюре выставки 1933 г. в Нью-Иорке и 1935 г. в Каире.

Первым серьезным исследователем восточной миниатюры был Блоше, который уже около 40 лет успешно работает в этой области (начиная со статьи, появившейся в 1897 г. в «Gazette des Beaux Arts», и кончая его работами в 20-х и 30-х годах, особенно «Musulman painting», 1929). Ценным вкладом в изучение явились статьи Карабачека, напечатанные им в «Sitzungsberichte» венской Академии наук (с 1908 по 1913 г.). Первая обстоятельная работа общего характера принадлежит перу Мартина: «The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey», 1912. Второй том труда Мартина представляет богатейший атлас превосходных воспроизведений с миниатюр. В 1914 г. вышел обширный, богато иллюстрированный труд Вальтера Шульца «Die persisch-islamische Miniaturmalerei». Очень богатый материал воспроизведений заключен в публикации Marteau et Vever о выставке миниатюры 1912 г. в Париже; прекрасные репродукции находим мы в большом каталоге Мюнхенской выставки 1910 г. В 1929 г. появилась обширная работа Арменага Сакисиана «La miniature persane du XII au XVII s.»; в 1922 г. вышла небольшая, но очень удачно для своего времени обобщающая данные в области изучения восточной миниатюры работа Эрнста Кюнеля: «Die Miniaturmalerei im islamischen Orient». Важным трудом по изучению сюжетов, источников и пр. явилась вышедшая в 1928 г. книга Арнольда «Painting in Islam». Наконец, завершительным моментом в изучении иранской миниатюры явилась обширная и богатейшим образом иллюстрированная работа Биниона, Уилькинсона и Грея «Persian miniature painting», 1933, написанная главным образом на основании произведений, представленных на выставке иранского искусства в 1931 г. в Лондоне.
То весьма немногое, что написано было об иранской живописи в дореволюционной России, помечено в моем «Искусстве Востока» (стр. 178-181). Работы о миниатюре, вышедшие в советский период, упоминаются в соответственных местах нашего изложения; это — работы Ф. А. Розенберга, В. А. Крачковской, М. М. Дьяконова, А . Н. Свирина, пишущего эти строки и др.
Из собраний восточной миниатюры особенным богатством отличаются собрания в Каире, Стамбуле, Ленинграде, Лондоне, Париже, Берлине, Вене, Лейпциге, Мюнхене, Бостоне, Нью-Иорке и Тегеране. В СССР, кроме ленинградских собраний Гос. Публичной библиотеки, Института востоковедения Академии наук СССР, в Эрмитаже, имеющих мировое значение, есть иранские миниатюры в Москве (Гос. музей восточных культур), в Казани, Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Тбилиси и др.
Иранской миниатюре в рукописях «Шах-намэ» в ленинградских собраниях посвящены упоминавшиеся, вышедшие в 1934 и 1935 гг., выше работы. Общая характеристика миниатюры в ленинградских собраниях дана в моей книге «Искусство Востока» (стр. 176-177), а об отдельных выдающихся миниатюрах и иллюстрированных рукописях из этих собраний часто шла речь в предшествовавшем изложении.
Из собрания иранских миниатюр Гос. музея восточных культур наиболее замечательны миниатюры «Хамсэ» Низами 1490 г., ряд миниатюр из которых воспроизведен в настоящей книге, и уникальная рукопись «Ресалэ» Кази Ахмеда ибн Мир Монши с миниатюрами конца XVI — начала XVII вв.; а также портрет старика работы Реза-Аббаси.
В рукописном собрании Гос. Публичной библиотеки Узбекистана и Ташкента должны быть отмечены, кроме иллюстрированной рукописи «Истории» Рашид-ад-Дина, о которой шла речь выше, еще «Шах-намэ» 1556 г. н. э. с миниатюрами, «Шах-намэ» 1603 г. н. э. с 22 миниатюрами, затем экземпляр «Фатех-намэ» — о походах Шейбани-хана с интересными, но сильно попорченными миниатюрами середины XVI в. (из собрания покойного археолога В. Л. Вяткина).
В Самарканде ряд рукописей с миниатюрами составляет собрание проф. Г. М. Семенова; из них наиболее интересны: «Маджалес-оль-ошшак», т. е. «Заседания возлюбленных», сборник, составленный Султаном Хосейном из Герата; рукопись переписана в 1015 г. (1606) в Бухаре и заключает ряд миниатюр того же времени; затем украшенный 63 миниатюрами «Шах-намэ» 1075 г, (1664). Миниатюры здесь принадлежат двум различным по стилю и мастерству художникам. Кроме того, «Анвар-е-Сохейли» и «Юсуф и Зулейха» XV в. и «Юсуф и Зулейха» XVI в. В Бухаре иранские миниатюры находятся в Бухарском музее (главным образом из фонда Шарифджана Максума) и в Бухарской центральной государственной библиотеке. Из собраний музея отметим рукопись извлечений из «Дивана» Хосрова Дехлеви, переписанную каллиграфом Мирзой Хандон, учеником знаменитого каллиграфа гератской школы Султан Али, а также в большом альбоме подписную работу Махмуд Мансур-хана — начала XVII в. (стоящий юноша в голубом). В Бухарской центральной библиотеке интереснее других «Зафар-намэ» Хатефи 976 г. (1569) с шестью миниатюрами хорошей работы. В Тбилиси, в музее Грузии, есть иллюстрированная рукопись «Шах-намэ» XVII в. (№ 739).

Некоторые сведения о живописи Ирана в XVIII-XX вв. Сефевидская живопись XVII в. в Исфагане