Восточная миниатюра

Техника живописи

Теперь остановимся на вопросах техники миниатюрной живописи, на приемах и общем характере работы мусульманского художника-миниатюриста.
В обыкновенных манускриптах художник рисовал основные линии композиции черным или красным карандашом, а затем писал красками. В рукописях особенно роскошных ход работы был иной: по наблюдениям Блоше, копиист-каллиграф рукописи оставлял страницу, предназначенную для миниатюры, белой и художник наклеивал на нее специальный лист, на котором писал миниатюру.
Этот листок был покрыт особой грунтовкой на гумми-арабике и по ней-то делался рисунок и производилась раскраска; на некоторых листах живопись бывает столь густа, что образует род рельефа.

Унван из персидского манускрипта 16 в.
Унван из персидского манускрипта 16 в.

Различают работу миниатюриста в тесном смысле и художника-позолотчика, украшающего манускрипт унванами — орнаментальными украшениями всякого рода: заставками, концовками, орнаментами на полях и пр. По Кюнелю (О. с., стр. 7), работа миниатюриста протекает несколько иначе: на тщательно выглаженной полированным агатом или хрустальным яйцом бумаге художник набрасывает рисунок влажной кистью водяными линиями, а затем обводит контур черным или красным. После этого накладывает тщательно растертую густо-текущую краску, каждую отдельно, маленькими, жесткими кисточками. В Индии прибавляют к краскам клею, чтобы увеличить блеск, и краски по составу приближаются к гуаши. Иные художники прославились уменьем выполнять тончайшие штрихи с помощью кисточек из волоса белки или бородки птичьего пера. Когда рукопись пишут на цветной бумаге, середину листа оставляют пустою, а широкие поля украшают рисунками тушью, которые потом покрываются золотом или серебром. Серебром же обыкновенно пользуются при изображении воды на миниатюрах. Серебро со временем чернеет от окисления, чем объясняется чрезмерно темная окраска всех этих ручьев, источников, водоемов, изображаемых на миниатюрах.
Кроме иллюминирования рукописей, восточный художник писал миниатюры на отдельных листах — это или портреты, или жанровые сцены и наброски с натуры, иногда это подготовительные эскизы. По технике такие миниатюры на отдельных листах написаны или клеевыми красками или это рисунки тушью, порой чуть расцвеченные или тронутые золотом. Собиратели составляли альбомы из таких миниатюр (т. наз. муракка). С особенной любовью увлекались составлением таких альбомов с листами из различных эпох любители искусств в Индии, начиная с 17 века. Художники были не только иллюстраторами книг, — они давали рисунки для ковров, для парчи и бархата сефевидской эпохи, для лаковых переплетов манускриптов.

Арабо-месопотамская школа миниатюры Бухарское ханство. Управление страной