Close

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34


11

Персидская миниатюра

Персидская миниатюра дала наибольшее количество памятников, вызывала наибольший интерес и восхищение собирателей и критики[*], но все же не может еще считаться достаточно изученной, особенно за древнейший период.
В то время, как в ранних арабских миниатюрах замечается связь с Византией, или непосредственно или через посредство арабских христианских манускриптов, в древнейших миниатюрах Персии эта связь может быть лишь с большим трудом уловлена, да и то лишь в некоторых магических и астрономических манускриптах[*]. Весьма вероятно зато влияние на образование раннеперсидского искусства миниатюры домусульманского персидского искусства. Литературная традиция сообщает нам о существовании живописи в арсакидской и сасанидской Персии. Массуди рассказывает, что Арсакиды украшали свои роскошные дворцы живописью. Анонимный автор хроники «Модж-мель-от-теварих» повествует о произведении под названием «Портреты властителей сасанидской династии». Массуди сообщает, что в его время (в 10 веке) он видел в библиотеке одной старинной семьи в Фарсе подобный же манускрипт[*]. Существовали наряду с этим ранние связи с искусством Месопотамии. Установлено, что аббасидский стиль уже рано проник в Персию и к этому первому периоду должен был принадлежать художник Джемаль из Исфахана, о котором сообщается, что он в 1184 году исполнил для сельджукского султана Тогруля сборник поэзии с портретами знаменитых поэтов[*].
Персидская миниатюра может быть хронологически разбита на несколько школ. Блоше и Мижон (о. с.) считают три главных школы: монгольскую, тимуридскую и сефевидскую. Но позднейшее исследование заставляет прибавить, по крайней мере, еще две хронологические группы: домонгольскую и послесефевидскую (с чертами влияния Запада). Выясняется теперь возможность в рамках одной и той же хронологической группы наметить несколько стилистически отличных школ (как это пытается, например, сделать Bell для пре-монгольского периода[*]. В. Шульц подразделяет персидскую живопись на следующие группы: 1) домонгольскую, 2) монголо-китайскую и монголо-персидскую школы, 3) западно-персидские школы в эпоху Тимуридов, 4) восточно-персидские школы до Бехзада, 5) манера Бехзада, 6) восточно-персидские школы при Узбеках, 7) произведения времени Измаила I и Тахмаспа I в Тебризе и Казвине, 8) произведения от эпохи Аббаса I до нового времени[*].
Раньше считалось, что до появления монголов в Персии персидской миниатюры не существовало. Так, Мижон (о. с., 27 стр.) прямо заявляет, что ранее монгольской династии и ее родоначальника Хулагу (т. е. до половины 13 века) в Персии миниатюры не было. Но со времени выставки 1912 года в Musée des Arts décoratifs в Париже отмечено было несколько манускриптов домонгольского периода.
Трессан[*] указывает на иллюстрированный манускрипт, относимый к 12 веку — это персидский перевод «Истории халифов» Табари. По его мнению, здесь все: и лица, и положения персонажей, и применение определенных красочных тонов (преобладают зеленый, каштановый, коричневый, желтый) на красном фоне — напоминает византийскую манеру. «Западные традиции, замечает он, вероятно были перенесены через соседнюю великую империю Сельджукидов». Ане[*], анализируя эту рукопись, несколько иначе определяет ее характер. Византийских черт он видит не много. Характер иллюстраций Табари, по мнению Ане, близок стилистически к керамике 12-13 веков из Раг[*]. Можно отметить еще одну персидскую рукопись домонгольского периода, именно манускрипт басен Бидпаи: «Калила и Димна» 1236 г. с отпечатком в миниатюрах черт сасанидского искусства[*].

Миниатюры из манускрипта басен Бидпаи: «Калила и Димна» 1236 г. Воспроизведены по изданию: Marteau G. et Vever H. Miniatures persanes… exposés au Musée des Arts décoratifs. 1912.

Здесь персидский перевод сделан с арабского, исполненного Эль Мозаффером с санскритского оригинала. Известно и имя каллиграфа: Яхиа-бен-Мохаммед-бен-Яхиа, и время написания. Одна из миниатюр, изображающая султана среди 8 других персонажей, явно индийского типа: фон красный. На индийские особенности согласно указывают и Marteau et Vеver (о. с., стр. 50) и Кюнель (о. с., стр. 23). Животные, изображенные на других миниатюрах: лев, слон, волки, лисицы, и растения расположены на однородном красном, или голубом фоне, трактованы в обобщенных формах, очень монументально, сильной и простой линией — в духе не миниатюрной, а скорее стенной, фресковой живописи. От подобной персидской стенной живописи домонгольского периода не дошло до нас ни одного фрагмента, но, как указывает литературная традиция, такая живопись существовала и, может быть, когда-нибудь раскопки откроют нам ее остатки. Мы знаем, что в Трансоксиане и Афганистане в 10 веке существовала школа стенной живописи. Масуд, сын Махмуда (в 11 веке), построил в саду Баг-Аднани павильон, все стены которого были расписаны нескромными сюжетами[*].


Предыдущая страница | Читать далее

© Raretes 2016-2018