Персидская миниатюра

В то время, как в ранних арабских миниатюрах замечается связь с Византией, или непосредственно или через посредство арабских христианских манускриптов, в древнейших миниатюрах Персии эта связь может быть лишь с большим трудом уловлена, да и то лишь в некоторых магических и астрономических манускриптах (Е. Blochet. Les origines de la peinture en Perse (Gasette des Beaux-Arts, août 1906)). Весьма вероятно зато влияние на образование раннеперсидского искусства миниатюры домусульманского персидского искусства. Литературная традиция сообщает нам о существовании живописи в арсакидской и сасанидской Персии. Массуди рассказывает, что Арсакиды украшали свои роскошные дворцы живописью. Анонимный автор хроники «Модж-мель-от-теварих» повествует о произведении под названием «Портреты властителей сасанидской династии». Массуди сообщает, что в его время (в 10 веке) он видел в библиотеке одной старинной семьи в Фарсе подобный же манускрипт (Migeon, о. с., стр. 26). Существовали наряду с этим ранние связи с искусством Месопотамии. Установлено, что аббасидский стиль уже рано проник в Персию и к этому первому периоду должен был принадлежать художник Джемаль из Исфахана, о котором сообщается, что он в 1184 году исполнил для сельджукского султана Тогруля сборник поэзии с портретами знаменитых поэтов (Kühnel, о. с., стр. 23).
Персидская миниатюра может быть хронологически разбита на несколько школ. Блоше и Мижон (о. с.) считают три главных школы: монгольскую, тимуридскую и сефевидскую. Но позднейшее исследование заставляет прибавить, по крайней мере, еще две хронологические группы: домонгольскую и послесефевидскую (с чертами влияния Запада). Выясняется теперь возможность в рамках одной и той же хронологической группы наметить несколько стилистически отличных школ (как это пытается, например, сделать Bell для пре-монгольского периода (Bell. The Persian Miniature. (The Burlington Magazine 1914, may)). В. Шульц подразделяет персидскую живопись на следующие группы: 1) домонгольскую, 2) монголо-китайскую и монголо-персидскую школы, 3) западно-персидские школы в эпоху Тимуридов, 4) восточно-персидские школы до Бехзада, 5) манера Бехзада, 6) восточно-персидские школы при Узбеках, 7) произведения времени Измаила I и Тахмаспа I в Тебризе и Казвине, 8) произведения от эпохи Аббаса I до нового времени (W. Schulz. Die persisch-islamische Miniaturmalerei. 1914).
Раньше считалось, что до появления монголов в Персии персидской миниатюры не существовало. Так, Мижон (о. с., 27 стр.) прямо заявляет, что ранее монгольской династии и ее родоначальника Хулагу (т. е. до половины 13 века) в Персии миниатюры не было. Но со времени выставки 1912 года в Musée des Arts décoratifs в Париже отмечено было несколько манускриптов домонгольского периода.
Трессан (Tressan, о. с, стр. 45) указывает на иллюстрированный манускрипт, относимый к 12 веку — это персидский перевод «Истории халифов» Табари. По его мнению, здесь все: и лица, и положения персонажей, и применение определенных красочных тонов (преобладают зеленый, каштановый, коричневый, желтый) на красном фоне — напоминает византийскую манеру. «Западные традиции, замечает он, вероятно были перенесены через соседнюю великую империю Сельджукидов». Ане (Ch. Anet. Exhibition of Persian miniatures at the Musée des Arts décoratifs, с. 15, (Burlington Magazine, 1912); воспр. ibidem, pl. II, D), анализируя эту рукопись, несколько иначе определяет ее характер. Византийских черт он видит не много. Характер иллюстраций Табари, по мнению Ане, близок стилистически к керамике 12-13 веков из Раг (ср. Migeon, о. с., стр. 264). Можно отметить еще одну персидскую рукопись домонгольского периода, именно манускрипт басен Бидпаи: «Калила и Димна» 1236 г. с отпечатком в миниатюрах черт сасанидского искусства (воспроизведены 2 миниатюры у Anet, о. с., pl. I, В, С.; у Marteau et Vever, о. c., t. ІII и ХLIV).

Миниатюра из манускрипта басен Бидпаи: «Калила и Димна» 1236 г.
Миниатюра из манускрипта басен Бидпаи: «Калила и Димна» 1236 г. Воспроизведена по изданию: Marteau G. et Vever H. Miniatures persanes… exposés au Musée des Arts décoratifs. 1912 г.
Миниатюры из манускрипта басен Бидпаи: "Калила и Димна" 1236 г.
Миниатюры из манускрипта басен Бидпаи: «Калила и Димна» 1236 г. Воспроизведены по изданию: Marteau G. et Vever H. Miniatures persanes… exposés au Musée des Arts décoratifs. 1912 г.

Здесь персидский перевод сделан с арабского, исполненного Эль Мозаффером с санскритского оригинала. Известно и имя каллиграфа: Яхиа-бен-Мохаммед-бен-Яхиа, и время написания. Одна из миниатюр, изображающая султана среди 8 других персонажей, явно индийского типа: фон красный. На индийские особенности согласно указывают и Marteau et Vеver (о. с., стр. 50) и Кюнель (о. с., стр. 23). Животные, изображенные на других миниатюрах: лев, слон, волки, лисицы, и растения расположены на однородном красном, или голубом фоне, трактованы в обобщенных формах, очень монументально, сильной и простой линией — в духе не миниатюрной, а скорее стенной, фресковой живописи. От подобной персидской стенной живописи домонгольского периода не дошло до нас ни одного фрагмента, но, как указывает литературная традиция, такая живопись существовала и, может быть, когда-нибудь раскопки откроют нам ее остатки. Мы знаем, что в Трансоксиане и Афганистане в 10 веке существовала школа стенной живописи. Масуд, сын Махмуда (в 11 веке), построил в саду Баг-Аднани павильон, все стены которого были расписаны нескромными сюжетами (Anet. о. с., стр. 10).

Турецкая миниатюра Арабо-месопотамская школа миниатюры