Close

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34


27

В заключение несколько слов об истории изучения мусульманской миниатюры. Это изучение началось еще очень недавно и сначала над очень ограниченным материалом. Еще в 1895 году в книге Гайе о персидском искусстве, в главе, посвященной миниатюре, все воспроизведения были взяты из материалов библиотеки хедива в Каире. Но скоро круг памятников, вступивших в поле зрения исследователей, становится более обширным. Пополнение общественных и частных собраний, а особенно выставки искусства Ислама, а в частности мусульманской миниатюры, содействовали этому. Особенно плодотворны были выставки в Мюнхене и Берлине 1910 года и выставки миниатюры в Musée des Arts décoratifs в Париже 1912 г. Первым серьезным исследователем восточной миниатюры был Блоше, который свыше 20 лет успешно работает в этой области (начиная со статьи, появившейся в 1897 году в Gazette des Beaux-Arts, и кончая вышедшим в 1920 г. последним описанием миниатюр Парижской Национальной библиотеки). Ценным вкладом в изучение явились статьи Карабачека, напечатанные им в Sitzungsberichte Венской Академии наук (с 1908 по 1913 г.). Первая обстоятельная работа общего характера принадлежит перу Мартина: «The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey». 1912. Второй том труда Мартина представляет богатейший атлас превосходных воспроизведений с миниатюр. В 1914 году вышел обширный, богато иллюстрированный труд Вальтера Шульца: «Die persisch — islamische Miniaturmalerei». Очень богатый материал воспроизведений заключен в публикации Marteau et Vever о выставке миниатюры 1912 года в Париже. Прекрасные репродукции находим мы и в большом каталоге Мюнхенской выставки 1910 года. Ряд ценных статей был помещен в журнале The Burlington Magazine (начиная с 1903 года); несколько интересных этюдов дал в 1920-22 г.г. во французских журналах турок Арменаг Сакизиан и, наконец, в 1922 году появилась небольшая, но очень удачно обобщающая сделанное в области изучений восточной миниатюры работа Эрнста Кюнеля: «Die Miniaturmalerei im islamischen Orient». Специально индийской миниатюре посвящена ценная работа Бюниона и Арнольда: «The court painters of the Grand Mogols», Oxford. 1921.
Далее мы прилагаем список работ о восточной миниатюре, как в специальных исследованиях и статьях, так и в изданиях более общего характера, где изучение миниатюры входит, как часть. По условиям времени, т. к. еще далеко не все сделанные на западе работы дошли до нас, он вряд ли окажется исчерпывающим; но все более значительное работы, кажется, найдут в нем место.
Из собраний восточной миниатюры особенным богатством отличаются собрания в Каире, Константинополе, Петербурге, Лондоне, Париже, Берлине, Вене, Лейпциге, Мюнхене, Бостоне и Нью-Иорке. В России, кроме петербургских собраний Публичной библиотеки и Азиатского музея, имеющих мировое значение, есть мусульманские миниатюры в Москве («Ars asiatica» и Музей-институт классического Востока), в Киеве (собрание Ханенко) и в Казани (Мусульманская библиотека).
В виду огромного значения петербургских собраний для изучения миниатюр, скажем кратко об их основном составе (об отдельных выдающихся миниатюрах и иллюминованных рукописях из этих собраний часто шла речь в предшествовавшем изложении). Часть иллюминованных арабских, персидских и турецких рукописей прекрасного собрания Азиатского музея Академии наук происходит из собраний консула в Реште Руссо и поступила в музей в 1819 и 1825 годах[*]. С тех пор собрание значительно пополнилось.
Гордостью собрания восточных манускриптов Публичной библиотеки является Ардебильская библиотека, поступившая в 1828 году Здесь мы встречаем чудеса книжной роскоши Востока: изумительные расписные лаковые переплеты, превосходные образцы каллиграфии и орнаментики, отличная бумага, частью цветная и изукрашенная золотыми узорами, громадное количество превосходных миниатюр. Большая часть манускриптов написана для шахов из династии Сефевидов и является их даром в Ардебильскую библиотеку, особенно ими любимую, т. к. в мечети, в которой хранилась эта библиотека, находилась гробница основателя династии шейха Сефи. Манускрипты отличаются отличной сохранностью, вопрос о подлинности миниатюр вне сомнений. Что за прекрасная школа для глаза всякого изучающего искусство Востока!


Предыдущая страница | Читать далее

© Raretes 2016-2019