Стенные росписи в памятниках архитектуры Средней Азии

Тимуридская эпоха

Теперь переходим к живописи тимуридской (послетимуровской) эпохи. В Самарканде два украшенных живописью памятника относятся к этой эпохе: Ишрат-Хана и Ак-Сарай. Мавзолей Ишрат-Хана, согласно вакуфному документу, датируется около 868 г. (1464 г. н. э.) и поставлен над могилой дочери тимурида султана Абу-Саида (1452-1469 гг.); памятник Ак-Сарай не датирован. Есть также остатки росписи в мавзолее Кази-Задэ-Руми в Шах-и-Зинда, относящемуся к 1420-1430 гг.
В центральном помещении Ишрат-Хана остались к нашему времени лишь незначительные следы живописи, но еще в 1908 г. она была в значительно более сохранном состоянии, как это показывают сделанные в этом году С. М. Дудиным для Комитета по изучению Средней и Восточной Азии снимки (рис. 199).

Благодаря этим снимкам, а также изучению наличных остатков живописи, художнику Мрочковскому удалось реставрировать и зарисовать отдельные композиции и передать в копиях колорит росписей, а также установить технику живописи. Исследование живописи Ишрат-Хана было произведено им в 1930 г. по поручению Самкомстариса. Здесь мы видим новую, не встречавшуюся в тимуровскую эпоху технику, так называемую кундаль. Работами Самкомстариса в 1925 г. была установлена сущность этого приема придания небольшого рельефа орнаменту перед покрытием его росписью и позолотой (М. Е. Массон, Ишрат-хана и фрагмент ее панели, стр. 175. Здесь автором дана реставрация почти исчезнувшей росписи золотом по изразцовой панели Ишрат-хана). Этот прием состоит в том, что кистью несколько раз до получения нужной выпуклости накладывается быстро сохнущий состав из глины «кизыл-кессак», добываемой из лежащей близ Самарканда возвышенности Чупан-Ата, гуль-ганча и клея. Общий характер живописи в тимуридский период XV в. изменился по сравнению с эпохой Тимура. Новшеством в отношении техники явилось применение кундаля; красочная гамма становится богаче, большую роль начинает играть позолота. Пейзажи и легкие арабески исчезают, начинает преобладать растительный орнамент и притом в форме менее стилизованной, чем в эпоху Тимура. Характерен рельефный растительный орнамент и панно с композициями из медальонов различной формы с надписями растительным орнаментом, как это видно в сохранившемся виде в средней боковой хуждре Ишрат-хана.
Значительно лучше сохранившейся живописью обладает другой самаркандский памятник XV в. — Ак-Сарай. Живопись Ак-Сарая была обследована Самкомстарисом в 1925 г., и о ней в 1928 г. была дана статья И. К. Мрочковского «Живопись мазара Ак-Сарай в Самарканде». В своей статье он останавливается и на новой технике росписи «кундаль», что значит «валик» или выпуклость на материи, на парче. В применении к живописи этот термин он слышал от известного самаркандского строителя Уста-Абду-Кадыр Бакиева. В настоящее время этот способ знают лишь немногие местные живописцы; далее автор устанавливает приемы работы, состав красок, а также кратко характеризует особенности стиля живописи.
Вот что сообщается им о техническом процессе. Техника кундаля состояла из следующих технических процедур. На подготовленную алебастрово-лёссовую или только алебастровую поддержку для живописи наносился тонкой кистью черной краской контур узора, в большинстве случаев, видимо, по припороху, но кое-где без него, например однотипные, но все разной величины вазы с цветами на основаниях сталактитов в углах центральной части. По контуру кистью наносится выпуклый узор особым составом красного цвета. Главную основу его составляет красная глина (кизыл-кессак), и поныне находимая в окрестностях Самарканда; к нему прибавлялся в небольшой дозе алебастр и немного местного растительного клея («череш»). На слой кундаля наносилось небольшими листами листовое золото. По золоту шла раскраска цветов и орнамента и наносился плотный синий фон. О красках Мрочковский сообщает следующие данные. Синий цвет — это ляпис-лазурь («леджуварт») — лазоревый камень, упоминаемый еще Клавихо. Тёмно-красная краска баканного цвета употреблялась в цветах целиком и с белой, образуя розовые оттенки; голубые достигались смесью лазури с белой: красивые интенсивно-лиловые оттенки составлялись из смеси красной с лазурью и белой. Зеленая краска употреблялась целиком и в смесях с белой — видимо, медная окись. Белая краска приготовлялась из мела или белой глины, синяя разводилась на крепком клее. Таким образом, роспись Ак-Сарая на клеевых красках близка к теперешней темпере.
Роспись распределяется по медальонам, розеткам и по фону, на котором эти фигуры расположены. Рис. 200 и 201 дают понятие об этой росписи. На рис. 200 вокруг восьмилепестковой розетки по фону изображены четыре пышных куста с белыми и светло-синими цветами; в розетке — сложная симметрическая композиция из растительных стеблей с листьями, трактованных рельефно; плетение этих стеблей образует в центре розетки звездообразную фигуру.

Раннехристианское искусство Изразцовая декорация в Средней Азии