Close

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25


6

Чтобы покончить с рассмотрением резьбы по стуку домонгольского периода, обратимся к резьбе, украшающей внутренность мазара Шах-Фазиля в Сафид-Буленде в 50 км от Намангана[*]. Этот мазар напоминает по своему наружному виду надгробные башни Ирана (например Кума). Здесь мы наблюдаем два приема резьбы: тонкой графической и настоящей глубокой резьбы, образующей рельеф. Вся внутренность сплошным ковром покрыта резьбой, в общем хорошо сохранившейся; только купол не сохранил резной декорации, но, судя по остаткам над ярусом тромпов, некогда был орнаментирован и он. Резьба во многих местах сохранила окраску светло-желтого и светло-синего тона. Общий характер резьбы весьма своеобразен. Особенно примечательным является применение здесь на больших поверхностях мелкой графической резьбы (встречается резьба и пластическая, особенно внутри дисков). Кон-Винер датирует данный мавзолей концом XII в., Засыпкин под вопросом дает датировку XIII в.; нам кажется наиболее вероятной датировка рубежом XII и XIII вв. или началом XIII в. Против XII в., как нам кажется, говорит преобладание мелко детализированной, утонченной резьбы, чего в XII в. в других памятниках мы еще не находим.
Как же распределяется резьба по стенам мавзолея? Первый горизонтальный пояс от пола представляет панель высотой 1,70 м[*] с легкой графической резьбой (рисунок, выполненный процарапанными линиями). Эта цокольная часть представляет собой чередование ложных ниш, обрисованных пятилопастными арками с одной стороны и вертикальных плетений из лент с растительными заполнениями внутри — с другой. Над панелью идет горизонтальный пояс высотой 0,29 м с куфической надписью на фоне, сплошь покрытом резьбой в виде растительных побегов и завитков с листиками. Здесь рельеф достигает глубины 1-1½ см. Выше идет широкий пояс высотой 1,90 м с фигурами в виде квадрата с полукругами по сторонам, в которые включены круги, богато орнаментированные разнообразнейшим растительным орнаментом (рис. 67). Такая фигура напоминает по форме розетку и, в свою очередь, вписана в квадрат; пространство между розеткой и сторонами квадрата сплошь заполнено мелкой графической резьбой растительного характера. Между этим поясом и ярусом тромпов идет фриз с крупной куфической надписью, имеющей закругленный рельеф; выше него идет тонкая полоска с мельчайшей геометрической резьбой.

Пятым горизонтальным поясом является пояс тромпов, особенно пышно украшенный (рис. 68), а шестым — надпись, идущая по граням восьмигранной части под самым куполом. В поясе тромпов обращает внимание декорация фестонами, подобную которой мы видели в михрабе из Мешхед-и-Мисриан, а из образцов резьбы — резьба по дереву в михрабе из Фальгара. Из декоративных особенностей этого пояса отметим еще обилие кругов, сплошь заполненных мелкой орнаментацией, и замковые камни с глубокой рельефной резьбой. В самой верхней куфической надписи мы видим, что концы букв развиваются в растительные элементы. Арку с фестонами обвивает непрерывный побег.
Поражает огромное разнообразие мотивов растительного и геометрического орнамента в сафид-булендской резьбе. Если в термезской резьбе мы отмечали иной раз встречающееся сходство с приемами резьбы по дереву, то в сафид-булендской бросается в глаза связь техники резьбы графического типа с техникой резьбы или гравировки по металлу. Эта техника в резьбе по стуку не находит себе параллелей в памятниках резьбы в Иране, а в Средней Азии графическая резьба (но другого, более монументального типа) была наблюдаема лишь в открытом в 1925 г. на Афрасиабе михрабе с изображением стилизованного дерева, о котором мы говорили выше.
Во всей Средней Азии нет другого памятника из числа уцелевших на поверхности земли, где так широко была бы применена резьба по стуку и где сохранность была бы в общем удовлетворительна.
Распространение резьбы по стуку, как архитектурной декорации сооружений, характерно не только для Средней Азии, но и для соседнего с ней Ирана.


Предыдущая страница | Читать далее

© Raretes 2016-2018