Close

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25


20

Если об архитектурной декорации XV в. говорят нам главным образом памятники Самарканда, то об архитектуре XVI в. наилучшее понятие мы можем получить по сооружениям в Бухаре. В Самарканде сохранился лишь один памятник XVI в., да и то дошедший до нас в виде совершенной руины. Это развалины постройки, известной под именем Чильдухтаран (сорок дев). На самом же деле это усыпальница шейбанидов. Усыпальница Абу-Саид-хана, сына Кускунчи-хана, была построена еще при жизни Кускунчи-хана, так как последний был похоронен в ней. Ее строитель Абу-Саид-хан умер в 940 (1533) г. и был похоронен тут же. В усыпальнице — ряд намогильных камней с надписями. Внутри мавзолей был украшен изразцовой голубой в шашку панелью в широкой мозаичной раме с растительным орнаментом. Стены были украшены многотонной росписью. Последние остатки изразцов были в 1925 г. перенесены в Самаркандский музей.
В недавнее время удалось установить, что высококачественная изразцовая облицовка применялась в XVI в. и в Ташкенте, а именно в медресе Барак-хана. Еще в 1934 г. пишущим эти строки было установлено на основании двух старых анонимных фотографий (рис. 175 и 176), что существующее теперь без купола и барабана над постройкой в глубине внутреннего двора медресе Барак-хана имело высокий барабан и купол и было богато украшено изразцами.

Данные эти были переданы Узкомстарису. В 1935 г. Узкомстарисом было произведено исследование и археологическое вскрытие позднейших частей здания. Работа велась коллективом под руководством M. Е. Массона в составе археолога В. Д. Жукова, Ш. Е. Ратия при участии моем и консультации Л. Н. Воронина. Было установлено, что первоначально здание сооружалось как мавзолей и лишь позднее было обращено с помощью пристроек в медресе[*]. При археологическом вскрытии были обнаружены изразцы (майолика) как раз того типа, которые можно видеть на барабане здания на тех старых фотоснимках, которые помогли восстановить былой облик сооружения.
Строительная деятельность в XVI в. в Бухаре характеризуется значительным приливом творческих сил. Огромный интерес представляет колоссальная по размерам и очень интересная по плану мечеть Калян. Своему современному виду мечеть Калян обязана хану Абд-ал-Азизу, построившему ее в 1540-1541 гг., по-видимому, с сохранением ее старого плана XII в. Главный пиштак сохранил остатки украшений; особенно хороша изразцовая мозаика. Очень величественное впечатление производит бирюзовый купол (Кок-Гумбез) мечети, поставленной на высоком барабане, украшенном надписями. Тонкой работы украшенный изразцовой мозаикой михраб мечети (рис. 177).

Наиболее интересным типом построек, культивируемых в Бухаре, является медресе, причем здесь главное внимание обращено не на украшение изразцами, а на сложное разнообразие деталей планов. Из медресе XVI в. особенно замечательно медресе Мир-Араб (1535-1536 гг.), расположенное напротив мечети Калян. Отметим, как особенность бухарской композиции архитектурных ансамблей, что одним из излюбленных приемов является сопоставление двух зданий попарно одно против другого: то это два медресе, то соединение медресе с мечетью; иногда при этом образуется площадь. Медресе Мир-Араб, построенное в первой половине XVI в., представляет собой обширную двухэтажную постройку с двумя куполами по сторонам главного пиштака. Мир-Араб украшен превосходной изразцовой мозаикой (рис. 179). Особенно богато украшен тимпан южного пиштака во дворе, где развернута сложная орнаментальная композиция растительных мотивов, вписанных в звезды, и геометрические фигуры плетениями лент (рис. 178). Затем может быть отмечен своеобразный вид декорации полукупола северной и восточной арок во дворе, где в фон облицовки из белого ганча вставлены изразцы в виде плетений, различных и орнаментальных фигур.

Весьма интересны изразцовые декорации в двух архитектурных памятниках Бухары XVI в. (не имеющих точной даты), где, впрочем, основной декорацией являются росписи: мечети Балянд и Ходжа-Зайнетдин. В мечети Балянд сохранились панели из зеленых и синих шестиугольных плиток с остатками росписей растительным орнаментом золотом поверх глазури. Выполненный изразцовой мозаикой михраб совершенно аналогичен по стилю с михрабом мечети Калян (1540 г.), что дает возможность относить сооружение мечети Балянд к середине XVI в.
В мечети Ходжа-Зайнетдин (второй половины XVI в.) изразцами украшены только панели. Но эти украшенные изразцовой мозаикой панели представляют большой интерес по мастерству исполнения и по характеру орнаментации. Всего здесь было 16 панно (одно исчезло совсем, одно сохранилось на одну треть, остальные существуют). Можно насчитать шесть типов декорации этих панно; большинство украшено различными по размерам и покрытыми глазурями разного цвета крупными и мелкими плитками в виде звезд и простейших геометрических фигур, дающих в своем сочетании изразцовую мозаику (рис. 180). Тона глазурей: белый, голубой, темно-желтый, зеленый, сине-фиолетовый, изредка светло-марганцевый (мутно-розовый). Три панно украшены изразцовой мозаикой той композиции, какую (больше чем какую-либо иную из изразцовых декораций Средней Азии) можно сблизить с иранскими коврами сефевидской эпохи. Таковы прежде всего два панно по боковым стенкам михрабной ниши (рис. 182). Их орнаментальная композиция весьма схожа с композицией некоторых ковров северного Ирана типа Биджар[*].

Растительная орнаментация очень близка к узору на панели из так называемого Хатун-Кийямат близ Шираза, по-видимому, сефевидской эпохи. Цветовая гамма рассматриваемых мозаичных панно из Ходжа-Зайнетдина весьма богата; фон центрального и угловых медальонов — зеленый, частей медальонов по длинным сторонам панно — грязно-желтый, остальные части фона синего цвета. Наконец, есть в Зайнетдине панно того типа, где растительную композицию прорезает многолопастная арка (рис. 181); они напоминают ковры типа джай-намаза с стилизованным изображением михрабной ниши.
Из построек второй половины XVI в. отметим еще изразцовую декорацию (главным образом надписи) на порталах и барабанах куполов в архитектурном ансамбле Чар-Бакр в окрестностях Бухары (рис. 183).

Из других памятников эпохи шейбанидов отметим еще расположенные друг против друга медресе Абдулла-хана и медресе Мадер-и-Абдулла-хан. Оба здания, действительно, постройки Абдулла-хана и выстроены, как сообщают надписи, в конце XVI в. (первое начато в 996 (1587) г., окончено в 998 (1589) г.; второе построено в 974 (1566) г. Изразцовая обработка ниже по качеству, чем у Мир-Араба, и беднее по тонам. Рис. 181 знакомит с характером изразцовой декорации медресе Абдулла-хана; в раме, окружающей пиштак, видим геометризированные надписи, выложенные техникой мозаики из поливных кирпичей, а в тимпане арки — орнаментальную композицию из майоликовых плиток, напоминающую композицию мозаики тимпана в Мир-Арабе. Пиштак медресе Мадери-хан также украшен мозаикой из поливных кирпичей; майолика в тимпане арки очень плохо сохранилась. Майолика абдуллахановского и более позднего времени хуже выработана и беднее красками (обычно тона: лиловый, синий, мутный светло-зеленый и белый).
Благодаря находке в Бухаре чертежей зданий и чертежей и эскизов мозаичных украшений (приобретены для Узбекского музея искусств в Ташкенте), мы теперь имеем представление о последовательных стадиях работы при выполнении изразцовой, в частности мозаичной, декорации: сначала эскиз, затем чертеж и, наконец, выполнение в намеченном материале. Один из таких эскизов для изразцовой декорации воспроизведен на рис. 191.
Изразцовая декорация XVII в. в Бухаре в отдельных зданиях (например медресе Абдул-Азис-хана,) переживает моменты относительного подъема; но в общем и по технике, и по расцветке, и по орнаментации она клонится к упадку.


Предыдущая страница | Читать далее

© Raretes 2016-2018