Close

Материал для изготовления мелкой посуды; расписанные вазы

Перечислив главные из известных нам сосудов, мы не можем не обратить внимания и на материал, из которого они делались, а также и на способ их изготовления.
Самым обыкновенным материалом была гончарная глина, которая в изобилии находилась вблизи Афин. Из этой красноватой, иногда и желтоватой, глины гончары делали сосуды на гончарном круге, изобретение которого относится к доисторическим временам; потом они покрывали их глазурью, а затем сушили в печи. Желая изобразить на них что-нибудь, они делали грифелем контур и натирали его красным, или темно-коричневым лаком, оставив фон изображения красным или желтым; или наоборот, натирали фон черной краской, оставив очертания красными. Потом они заканчивали изображение, добавляя на нём необходимые детали. Другими красками, как то — темно-красной, фиолетовой и белой, они натирали изображение после вторичного обжигания. По рисункам на этих сосудах, свидетельствующим о хорошем вкусе древних Греков, даже низшего класса, а именно ремесленников, изготовителей этих сосудов, несмотря на недостаток письменных памятников, можно определить время, в которое сосуды были сделаны. Древнейшими считаются те сосуды, у которых рисунки черные или темные на красном фоне. Такие сосуды бывают обыкновенно поменьше, несколько сплюснутые; изображения на них отличаются грубой, топорной, архаической отделкой; сюжеты для этих изображений берутся из царства растений и животных. Большим совершенством отделки отличаются те сосуды, где встречаются фигуры получеловеческие, даже фигуры героев и некоторые сцены, взятые из охотничьей жизни; еще разнообразнее бывают изображения на более поздних сосудах, для которых сюжеты взяты из мифологии, троянских и фиванских сказаний и прямо из жизни. Но и тут черты тела бывают не верны, в особенности черты лица, всегда представляемого в профиль, а также ног и рук; складки платья делались неискусно и композиция фигур вообще не совершенна. Образцы сосудов древнейшего времени представляет нам рис. 206.

К более позднему времени относятся сосуды с более светлыми рисунками (природного цвета глины) на черном фоне. Эти сосуды отличаются от предыдущих как более изящной и легкой формой, так и, в особенности в дальнейшем своем развитии (от половины пятого до начала третьего века), живым, красивым рисунком и весьма удачной композицией фигур; сюжеты для этих рисунков были заимствованы из греческой мифологии, обогащенной и обработанной как лирической, так и драматической поэзией. Скоро, впрочем, наступил упадок этого хорошего стиля (в начале 3-го века), вызванный чрезмерным изобилием деталей, слишком большим числом украшений, пестротой и дисгармонией красок. Но изящество форм этих сосудов не исчезло даже и в это время, о чем свидетельствует большое число ваз, найденных в южно-италийских гробницах. Несколько таких сосудов представлено на рис. 207.

Между ними отличаются прекрасной формой два амфоровидные сосуда (а, с), из которых второй — крышкой своей и длинным горлом походит на панафинейские амфоры (т. е. на те амфоры, которые, после наполнения их маслом, давались победителям на панафинейских играх), изящный кратер (b), канфар с большими ручками (е); тут же изображена и некрасивой формы кружка (d). Большие сосуды подобного рода не употреблялись для практических целей, а служили скорее украшением жилищ, как предметы, получаемые в награду при состязаниях, и клались вместе с мертвым телом в гробницу, где до сих пор их находят в большом количестве.
Такие глиняные сосуды изготовлялись в древние времена большей частью в Афинах (есть экземпляры 11-го века), в Коринфе, потом на Эгине, в Лакедемоне, Авлиде, Беотии, на Саме, Тенеде и в Книде, откуда, как предметы торговли, распространялись не только по Греции, но и по другим странам. В южной Италии, в греческих колониях, производство таких сосудов тоже достигло значительной степени развития и совершенства и сделало известными в этом отношении многие южно-италийские греческие города. В неапольском музее хранится несколько тысяч прекрасных ваз и других глиняных сосудов, найденных в южно-италийских могилах.
Римляне подобных расписанных сосудов никогда не употребляли ни для практических целей, ни для украшения жилищ или гробниц.
Сосуды меньших размеров делались у Греков и Римлян, которые придерживались греческих образцов, из более редких и драгоценных камней, металла и стекла и отличались от глиняных только тем, что украшались не рисунками, а пластическими, рельефными изображениями.
Бутылки для масла и мазей, а также малые сосуды для питья делались Греками весьма искусно из белого, нежного алебастра (отсюда и название одного рода сосудов), из драгоценного, из разнородных слоев сложенного сардоника, агата, чистого и белого хрусталя (vasa acentata = без пятен; impuncta) и янтаря.
Другие сосуды для питья и некоторые сосуды больших размеров, в особенности кратеры, котлы, блюда, купальные ванны, далее сиденья, столики (trapezophori), делались из мрамора, порфира или из металла, отличались прекрасной резной работой и назначались весьма часто для украшения жилищ, для подарков в храмы, для наград за победы в состязаниях и т. п.
Греки, а впоследствии и Римляне предпочитали, как материал для этих предметов, бронзу: из нее можно было делать удивительно изящные предметы, как об этом свидетельствуют сосуды, найденные в Помпеях. Особенно высоко ценилась коринфская бронза, состав которой был тайной уже для древнего мира; знатоки были того мнения, что настоящий коринфский сосуд (vas corinthium) можно узнать по особенному запаху окисленной бронзы (aerugo nobilis). Сосуды, делавшиеся из драгоценных металлов, вошли в употребление в начале второго века (до 3-ей пунической войны); а между тем еще в 250 г. П. Корнелий Руфин исключен был из сената за то, что имел серебряные сосуды, вес которых равнялся 10 фунтам. И впоследствии серебряные сосуды редко являлись на столе; это доказывается тем фактом, что когда после 2-й пунической войны некоторые сенаторы угощали в Риме карфагенских послов, то у всех этих сенаторов употреблялись одни и те же серебряные сосуды. В более поздние времена они, конечно, совершенно заменили собой древнеримские глиняные сосуды. Серебряные блюда весили от 100 до 250 и даже 500 фунтов (римских) серебра. Из серебра делалась не только столовая, но и кухонная посуда. Золотые сосуды были в употреблении сначала только при императорском дворе. По эдикту Тиберия частные лица имели право употреблять золотые сосуды лишь при жертвоприношениях; только Аврелиан разрешил общее их употребление. По своей отделке сосуды были гладкие — pura, и caelata, с выпуклыми украшениями, массивными или дутыми, иногда припаянными. (Толстые массивные припаянные рельефы назывались emblemata (emblemata infigere), тонкие — crustae (crustas illigare)). К концу эпохи императоров вошли в употребление по большей части серебряные или золотые сосуды, украшенные, иногда словно усеянные драгоценными камнями, (vasa gemmis distincta), так что золото считалось второстепенной частью, или же наконец сделанные из одних лишь драгоценных камней или камей, спаянных между собой золотом (potoria gemmata).


Предыдущая страница | Читать далее

© Raretes 2016-2019