Домашняя утварь греков и римлян

Домашняя посуда

Греки, особенно заботясь о своих умерших, заботились и об их гробницах, ставя в них сосуды, принадлежавшие покойному или такие, приношением которых желали показать особенное к нему почтение. И в этих хранилищах, куда не могла проникнуть хищная рука человека, опустошающая жилища живых, сохранилось для более поздних поколений немалое число древнегреческих сосудов как в самой Греции, так и в южной Италии, так что можно теперь представить их описание по действительным памятникам, а не по одним только изображениям. Эти памятники еще важнее тем, что многочисленные прекрасные изображения, украшающие их поверхность, значительно способствуют к ознакомлению с античной жизнью, объясняют многие неисследованные еще ее стороны.
Мы обратим внимание главным образом на форму сосудов, из которой более или менее будет видно и их назначение; а так как Римляне большую часть самых употребительных сосудов заимствовали у Греков, то мы поговорим о греческих и римских сосудах одновременно и присоединим, насколько нам это известно, и их изображения. Названия их мы приведем конечно не все; у Греков и Римлян их было гораздо более, но относительно многих из них нам теперь неизвестно, какие именно сосуды ими обозначались. Между многочисленными античными сосудами можно различать следующие роды:

  1. сосуды для хранения жидкостей (преимущественно воды, вина, масла);
  2. для смешивания вина с водой;
  3. для черпания и разливания жидкостей;
  4. для питья;
  5. кухонные и столовые сосуды;
  6. купальные сосуды.

Сосуды для хранения жидкостей

К сосудам первого рода следует причислить наибольший из всех сосудов, по величине своей похожий на наши бочки и кади, именно греческий πίθος, сосуд глиняный, безногий, с широким отверстием вверху, внизу остроконечный или плоский (рис. 179).

У Римлян сосуды или бочки подобной величины назывались dolia. Величайший из сохранившихся такого рода сосудов имеет в вышину 4′ 4″, в диаметре 2′ 2″; толщина его стенки 3″. Меньшие сосуды в том же роде назывались seriae и cupae. Dolia, хорошо внутри вымазанные смесью смолы и воска, зарывались в холодных, полуподземных ямах и погребах, глубоко в песок и наполнялись вином. Греческие ϭτάμνος и βιϰος, в которых хранилось не только вино и масло, но и винные ягоды, а также соленья и маринат, походили с виду на πίθος, но были несколько меньшего размера.
Если нужно было сохранить вино на продолжительное время, то его разливали в амфоры. Сосуд этот снабжен был двумя ручками, так что можно было взять его с двух сторон и носить (отсюда и самое название); по форме амфоры были продолговаты, более или менее выпуклы, с сравнительно тонким горлышком и небольшим отверстием; внизу они иногда имели подставку, но большей частью были остроконечны и в таком случае зарывались обыкновенно в землю или песок, или опирались о стены. (Рис. 180).

Подобного рода сосуды употреблялись для хранения масла, преимущественно же для хранения вина, причем горлышко амфоры затыкалось пробкой (cortex, suber, obturaculum) и сверх того замазывалось смолой или гипсом (oblinere, gуpsare). Иногда на амфоре делалась надпись (amphorae litteratae), или, если амфора была стеклянная (во времена императоров), на ее горлышко вешался ярлычок (tessera, nota, pittacium), на котором было написано, сколько содержится в амфоре вина, какого это вино сорта и которого оно года. В Помпеях и других местах найдено очень много амфор.
Сосуды, похожие на амфоры, в которых, как и в амфорах, хранилось масло, вино, винные ягоды, соленая рыба и другие съестные припасы, были οϱϰη, orca, и ϰάδος, cadus (рис. 181).
Как мера (греческая) вина ϰάδος вмещал в себе больше, чем амфора.

К рассматриваемому отделу сосудов принадлежат также сосуды вроде наших кувшинов (ύδϱία, urna, другое название ϰάλπις, рис. 182; на нее, кажется, походит и ϰϱωσσός). Они были снабжены обыкновенно горлышком, двумя небольшими ручками для поднимания и, сверх того, еще третьей ручкой посредине для разливки. — Их употребляли Римляне и Греки также для хранения пепла усопших и для жеребьев при голосовании. Сосуды эти носили или на голове, подкладывая под них (как и теперь это там делается) мягкую подстилку (arculus, cesticulus), или на плечах. Для ношения воды служили еще другие сосуды меньших размеров (urceus aquarius n urceolus) с одной ручкой. Для той же цели употреблялся situlus (тоже situla или sitella); изображение его на рис. 183 сделано по бронзовому оригиналу, найденному в Помпеях.

Λάγυνος, λάγηνος, lagoena, был кувшин для вина с продолговатым горлышком и одной ручкой, который употреблялся на питейных домах вместо вывески, а также за столом; поэтому такой кувшин и назывался вообще vas vinarium. Κώθων был полевой кувшин для чистой воды. Βομβύλιος была небольшая баночка, из которой вода вытекала только по каплям. Λήϰυθος была очень распространенная и известная уже во времена Гомера бутылка; форма ее в разные времена была различна, но всегда она была снабжена узким горлышком, через которое выливалось очень медленно масло, которым намазывались в банях или палестрах и кропили могилы. (Погребальные бутылки (лекифы) были часто покрыты изображениями похоронных сцен. В греческих могилах, в Аттике, находится очень много неразрисованных лекифов, имеющих иногда только несколько дюймов высоты; также часто встречаются преимущественно на Кипре упомянутые выше βομβύλιος, сделанные из нежной, хрупкой массы). Лекифов Римляне не знали; у них сосуды, похожие на наши бутылочки и баночки для масла и духов, обыкновенно с продолговатым горлышком и узким отверстием, назывались ampullae. Несколько таких бутылочек изображено на рис. 184.

Кроме олпы (ολπη), форма которой нам хорошо не известна, употреблялся для масла и мази так называемый alabastrum, сосуд цилиндрический, к горлу суженный (см. рис. 208 q, s). Некоторые сосуды бОльших размеров для вина имели иногда вид меха (ασϰός, δοϱός, uter и culeus); употреблялись они, как и теперь в южных и восточных странах, для переноски вина. Они делались из козьей, свиной или бычьей кожи, были крепко сшиты и отличались иногда значительной величиной. Один из таких сосудов, равно как и отверстие, через которое в него вливалась жидкость, и другое (lura), через которое она выливалась, представлены на рис. 180. Впоследствии Римляне стали, кажется, употреблять вместо мехов и глиняных сосудов также деревянные бочки (cupae). О них упоминается уже в 1-м столетии но Р. Хр. Изображения их на Траяновой колонне напоминают наши бочки.

Сосуды для смешивания вина с водой

Для смешивания вина с водой употреблялись исключительно кратеры (ϰϱατήϱ, crater, mistarius), большие чаши (рис. 185), в которые наливалось сначала вино, а потом вода; под эти кратеры ставились тазы для того, чтобы вино при черпании не текло на пол. Чистое вино приносилось в так называемом акратофоре, сосуде больших размеров, значительно выпуклом, с крепкой подставкой, с широким отверстием и двумя ручками по обеим сторонам (для переноски). Ψυϰτήϱ (βαύϰαλις, gillo), сосуд, о котором часто упоминается, служил для охлаждения жидкостей.

Сосуды для черпания и разливания жидкостей

Для черпания и разливки жидкостей, в особенности вина, употреблялись кружки. Кружка с одной ручкой и носком, употреблявшаяся для разливки вина, называлась οινοχόη, χονς, επιχυσις, guttus; такая же кружка, употреблявшаяся для разливки масла в лампы, называется αϱύταινα. Кружка, из которой до начала пира и после него лили над лоханью (λέβης, lebes) на руки пирующих воду, называлась πϱόχους, gutturnium (рис. 186). На наши чашки походила ϰοτύλη (ϰότυλος), cotyla (cotula), сосуд с двумя ручками, употреблявшийся также как единица меры; большое сходство с нашей разливальной ложкой имел ϰύαθος, cуathus (simpulum), снабженный одной, поднимающейся вверх, обыкновенно отвесной ручкой, чтобы черпающий не замочил рук. На рис. 187 представлена вакханка, переливающая этим сосудом вино из кратера в чашку (по изображению на греко-италийской вазе); там же направо изображен (по бронзовому оригиналу, найденному в этой вазе) тот же прибор в большем виде. На него походила οινήϱυσις. Других сосудов, которые употребляли Римляне за столами (и в кухне) для черпания и разливки воды и для меры вина, и которые назывались matella, matellio, futis, мы не можем точно описать.

Сосуды для питья

Сосуды, предназначавшиеся исключительно для питья, были следующие: Καϱχήσιον, carchesium, продолговатый, ко дну суживающийся сосуд, с двумя до дна достигающими ручками; у Римлян он употреблялся преимущественно при жертвоприношениях. Сосуд этот представлен на рис. 188 (по изображению в могильном памятнике эпулона Г. Цестия).

Далее, φιάλη, у Римлян patera, сосуд без ручек и ножки, имеющий вид мелкого блюда, с выпуклостью посредине дна, иногда снабженный рукояткой, как видно из рис. 189, снятого с бронзовых оригиналов, найденных в Помпеях.

Κύμβιον (ϰύμβη), cуmbium, чаша, похожая на маленькую лодочку, называвшаяся также scaphium или gaulus. Κύλιξ, calix (имеющий вид нашей церковной чаши), с двумя ручками и ножкой, самая обыкновенная чаша для питья. Σϰύφος, scуphus, чаша более вместительная, чем предыдущая (и потому впоследствии встречающаяся обыкновенно при изображениях Геркулеса), высокая с плоским, иногда вогнутым дном, с двумя ручками, прикрепленными к самому краю сосуда (рис. 190). Она была в большом употреблении и о ней упоминается уже у Гомера. Κάνϑαϱος, cantharus была чаша с довольно длинной ножкой и длинными круглыми ручками; обыкновенно встречается при изображениях Диониса (рис. 191).

Кроме того Греки, а по их примеру и Римляне, имели обыкновение пить из рогов (ϰέϱας, cornu и ϱυτόν, rhуtium), делавшихся весьма искусно из глины или металла, которые обыкновенно оканчивались головой какого-нибудь зверя. В этой голове находилось отверстие с клапаном, через которое выпускалась жидкость в чашу или прямо в рот. Рис. 192 представляет различные роды этих сосудов, начерченных по оригиналам преимущественно из терракоты (реже из металла), найденным в греческих могилах и носящим названия по тем зверям, головы которых они собой представляют: олень (а), гриф (b), волк (c), змея (d), мул (e) и т. д.

Большинство названных сосудов — греческого происхождения, что показывают самые названия их. Материалом для изготовления всех этих сосудов служила обыкновенно глина (иногда и дерево), почему и впоследствии, когда, в 3-м веке до Р. Хр., стали употребляться металлы, осталось, однако же название ϰέϱαμος (= глиняная сосуда) даже и для металлических сосудов.

Кухонные и столовые сосуды

От кухонной греческой посуды сохранилось только несколько штук, остальное все исчезло с исчезновением самих жилищ. Главный кухонный сосуд, χύτϱα (chуtra), похожий на наш горшок или имел три ножки, или был совершенно без ножек. В последнем случае он имел вогнутое дно и ставился на особый треножник. — Встречающиеся у Гомера τϱίποδες, в которых согревали воду, были, по всей вероятности, сосуды подобного же рода. Такого же рода был треножный котел, носивший название λέβης (lebes), делавшийся из меди, иногда из серебра и золота и приносившийся в дар храмам и местопребываниям оракулов (ср. рис. 186).
Гораздо больше найдено кухонной и столовой посуды у Римлян (vasa coquinaria, v. mensalia). Сюда прежде всего следует отнести помпейский поваренный прибор (authepsa, собств. самовар), представленный на рис. 193 по оригиналу, сделанному из бронзы наподобие римской крепости с башнями и зубцами.

Посредине его клались горячие уголья, над которыми можно было на треножнике варить; в то же время в двойных стенках его нагревалась вода, которая выпускалась потом через кран. С какой роскошью устраивались такие приборы, можно узнать у Цицерона. Подобного рода приборы, а также жаровни (foculi) и переносные печки, которые мы здесь помещаем (рис. 194 и 195), были вполне достаточны для отопления комнат в южной Италии и Греции.

Для согревания и сохранения теплоты кушаний при их переноске Римляне употребляли другие приборы, один из которых представлен в разрезе и в профиле на рис. 195. Через дверцы этой печки вкладывались горячие уголья внутрь, и на них опускался котел с кушаньями. Отверстие для воздуха украшено львиной головой.

Здесь можно упомянуть также о прекрасном сосуде для приготовления горячего вина (calda, смесь вина, меду и воды, рис. 196), латинское название которого до сих пор неизвестно; из греческих названий подходит к нему ближе всего ϑεϱμαντήϱ.

Как видно, этот бронзовый сосуд ближе всего подходит к нашему самовару; устройство его лучше всего видно из приложенного с правой стороны рис. его разреза. В среднее большое, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались горячие уголья, при помощи которых нагревался напиток, находящийся вокруг этого пространства; через проведенную с левой стороны горизонтальную трубку он выливался, между тем как через отвесную, соединенную с предыдущей, трубочку выходил пар. С правой стороны через отверстие, имевшее вид чаши, прибавлялась жидкость, так как сосуд был совершенно закрыт сверху крышкой, исключая отверстия над пространством для угольев.
Сюда же относятся различные котлы (ahena), снабженные всегда или ручкой для вешания над огнем (рис. 197 и 198), или ножками для того, чтобы можно было поставить их над угольями (рис. 199), или же особыми треножниками.

Круглая форма их доказывает, что древние варили непосредственно над огнем или угольями. Далее сюда принадлежат горшки (ollae, cucumae, caccabi, coculi) с ручками и крышками (testum, testu), совсем похожие на наши горшки, и горшочки (birneae); кроме того сосуды, совершенно похожие на наши кастрюли (sartago), красивые лопатки как для углей, так и для сажания и вынимания печений, сковороды для яиц (apalare) и различные формы для паштетов (рис. 200), ложки похожие на наши (ligula) и другие поменьше с остроконечной ручкой для разбивания яиц и вынимания устриц (cochlear, рис. 201), чумички (trua, trulla), цедилки (colum).

Рис. 202 представляет нам (по помпейским оригиналам): чумичку (1), несколько цедилок (2, 3, 4, 5), дырочки которых представляют прекрасные формы, одну с именем ее мастера (Victor fec.), и наконец цедилку для вина (colum nivarium, 6 b), помещавшуюся обыкновенно в сосуде такой же формы (6 a), так что, после наливания в сосуд вина и выемки оттуда цедилки, в нем оставалась чистая жидкость, которая затем вливалась в кратер. Если вино нужно было охладить, то в цедилку клали снег, отчего она и получила свое название colum nivarium. Воронки (infundibulum), сито для муки (cribrum), ступка (mortarium) с пестом (pistillum), вертелы (veru), рашперы (craticula), мельнички для перца (moletrina), глубокие блюда с крышкой, в которых иногда и варились кушанья (patinae, patellae, рис. 203), небольшие мелкие блюда, на которых подавали кушанья (catinum, circulus, discus, lanx, рис. 204).

В домах знатных людей употреблялись для той же цели и большие блюда, которые ставились на подставки, имевшие вид этажерок (repositoria). Далее следуют солонки (salinum) обыкновенно серебряные, небольшие графины для уксуса (acetabulum); большие и маленькие тарелки (например, десертные, paropsis) и многие другие сосуды. Все эти сосуды, преимущественно глиняные, а часто и металлические, стали предметами роскоши, о чем будет речь впереди.

Купальные сосуды

Для умывания и купанья употреблялись в древние времена ванны или лохани, каменные или металлические или котлообразные широкие большие сосуды, подпертые одной или несколькими ножками (λουτηϱες, λουτηϱια, labrum, рис. 205). В купальнях встречались большие каменные ванны, которые могли вместить несколько человек; они или вырубались в скале или выкладывались камнем. Для обливания купающихся холодной водой рабы употребляли шайки.

Материал для изготовления мелкой посуды; расписанные вазы

Перечислив главные из известных нам сосудов, мы не можем не обратить внимания и на материал, из которого они делались, а также и на способ их изготовления.
Самым обыкновенным материалом была гончарная глина, которая в изобилии находилась вблизи Афин. Из этой красноватой, иногда и желтоватой, глины гончары делали сосуды на гончарном круге, изобретение которого относится к доисторическим временам; потом они покрывали их глазурью, а затем сушили в печи. Желая изобразить на них что-нибудь, они делали грифелем контур и натирали его красным, или темно-коричневым лаком, оставив фон изображения красным или желтым; или наоборот, натирали фон черной краской, оставив очертания красными. Потом они заканчивали изображение, добавляя на нём необходимые детали. Другими красками, как то — темно-красной, фиолетовой и белой, они натирали изображение после вторичного обжигания. По рисункам на этих сосудах, свидетельствующим о хорошем вкусе древних Греков, даже низшего класса, а именно ремесленников, изготовителей этих сосудов, несмотря на недостаток письменных памятников, можно определить время, в которое сосуды были сделаны. Древнейшими считаются те сосуды, у которых рисунки черные или темные на красном фоне. Такие сосуды бывают обыкновенно поменьше, несколько сплюснутые; изображения на них отличаются грубой, топорной, архаической отделкой; сюжеты для этих изображений берутся из царства растений и животных. Большим совершенством отделки отличаются те сосуды, где встречаются фигуры получеловеческие, даже фигуры героев и некоторые сцены, взятые из охотничьей жизни; еще разнообразнее бывают изображения на более поздних сосудах, для которых сюжеты взяты из мифологии, троянских и фиванских сказаний и прямо из жизни. Но и тут черты тела бывают не верны, в особенности черты лица, всегда представляемого в профиль, а также ног и рук; складки платья делались неискусно и композиция фигур вообще не совершенна. Образцы сосудов древнейшего времени представляет нам рис. 206.

К более позднему времени относятся сосуды с более светлыми рисунками (природного цвета глины) на черном фоне. Эти сосуды отличаются от предыдущих как более изящной и легкой формой, так и, в особенности в дальнейшем своем развитии (от половины пятого до начала третьего века), живым, красивым рисунком и весьма удачной композицией фигур; сюжеты для этих рисунков были заимствованы из греческой мифологии, обогащенной и обработанной как лирической, так и драматической поэзией. Скоро, впрочем, наступил упадок этого хорошего стиля (в начале 3-го века), вызванный чрезмерным изобилием деталей, слишком большим числом украшений, пестротой и дисгармонией красок. Но изящество форм этих сосудов не исчезло даже и в это время, о чем свидетельствует большое число ваз, найденных в южно-италийских гробницах. Несколько таких сосудов представлено на рис. 207.

Между ними отличаются прекрасной формой два амфоровидные сосуда (а, с), из которых второй — крышкой своей и длинным горлом походит на панафинейские амфоры (т. е. на те амфоры, которые, после наполнения их маслом, давались победителям на панафинейских играх), изящный кратер (b), канфар с большими ручками (е); тут же изображена и некрасивой формы кружка (d). Большие сосуды подобного рода не употреблялись для практических целей, а служили скорее украшением жилищ, как предметы, получаемые в награду при состязаниях, и клались вместе с мертвым телом в гробницу, где до сих пор их находят в большом количестве.
Такие глиняные сосуды изготовлялись в древние времена большей частью в Афинах (есть экземпляры 11-го века), в Коринфе, потом на Эгине, в Лакедемоне, Авлиде, Беотии, на Саме, Тенеде и в Книде, откуда, как предметы торговли, распространялись не только по Греции, но и по другим странам. В южной Италии, в греческих колониях, производство таких сосудов тоже достигло значительной степени развития и совершенства и сделало известными в этом отношении многие южно-италийские греческие города. В неапольском музее хранится несколько тысяч прекрасных ваз и других глиняных сосудов, найденных в южно-италийских могилах.
Римляне подобных расписанных сосудов никогда не употребляли ни для практических целей, ни для украшения жилищ или гробниц.
Сосуды меньших размеров делались у Греков и Римлян, которые придерживались греческих образцов, из более редких и драгоценных камней, металла и стекла и отличались от глиняных только тем, что украшались не рисунками, а пластическими, рельефными изображениями.
Бутылки для масла и мазей, а также малые сосуды для питья делались Греками весьма искусно из белого, нежного алебастра (отсюда и название одного рода сосудов), из драгоценного, из разнородных слоев сложенного сардоника, агата, чистого и белого хрусталя (vasa acentata = без пятен; impuncta) и янтаря.
Другие сосуды для питья и некоторые сосуды больших размеров, в особенности кратеры, котлы, блюда, купальные ванны, далее сиденья, столики (trapezophori), делались из мрамора, порфира или из металла, отличались прекрасной резной работой и назначались весьма часто для украшения жилищ, для подарков в храмы, для наград за победы в состязаниях и т. п.
Греки, а впоследствии и Римляне предпочитали, как материал для этих предметов, бронзу: из нее можно было делать удивительно изящные предметы, как об этом свидетельствуют сосуды, найденные в Помпеях. Особенно высоко ценилась коринфская бронза, состав которой был тайной уже для древнего мира; знатоки были того мнения, что настоящий коринфский сосуд (vas corinthium) можно узнать по особенному запаху окисленной бронзы (aerugo nobilis). Сосуды, делавшиеся из драгоценных металлов, вошли в употребление в начале второго века (до 3-ей пунической войны); а между тем еще в 250 г. П. Корнелий Руфин исключен был из сената за то, что имел серебряные сосуды, вес которых равнялся 10 фунтам. И впоследствии серебряные сосуды редко являлись на столе; это доказывается тем фактом, что когда после 2-й пунической войны некоторые сенаторы угощали в Риме карфагенских послов, то у всех этих сенаторов употреблялись одни и те же серебряные сосуды. В более поздние времена они, конечно, совершенно заменили собой древнеримские глиняные сосуды. Серебряные блюда весили от 100 до 250 и даже 500 фунтов (римских) серебра. Из серебра делалась не только столовая, но и кухонная посуда. Золотые сосуды были в употреблении сначала только при императорском дворе. По эдикту Тиберия частные лица имели право употреблять золотые сосуды лишь при жертвоприношениях; только Аврелиан разрешил общее их употребление. По своей отделке сосуды были гладкие — pura, и caelata, с выпуклыми украшениями, массивными или дутыми, иногда припаянными. (Толстые массивные припаянные рельефы назывались emblemata (emblemata infigere), тонкие — crustae (crustas illigare)). К концу эпохи императоров вошли в употребление по большей части серебряные или золотые сосуды, украшенные, иногда словно усеянные драгоценными камнями, (vasa gemmis distincta), так что золото считалось второстепенной частью, или же наконец сделанные из одних лишь драгоценных камней или камей, спаянных между собой золотом (potoria gemmata).

Стеклянные сосуды

Стеклянные сосуды (εϰπώματα ύάλινα, η υάλος, calices vitrei) Греки стали употреблять только в более поздние времена. (Впервые упоминается о стеклянных сосудах у Аристофана. До этого времени употреблялось стекло для украшения; так из стекла делались, например, серьги). Производству стекла они научились у египтян, которым оно было уже известно почти за 1800 лет до нашего летосчисления. В римские времена это производство процветало главным образом в Александрии, откуда изделия из стекла развозились по всему миру. Во времена императоров существовали в Италии (главным образом в Кампании и Риме), и даже в Галлии и Испании мастерские, в которых производилось значительное количество стеклянных сосудов. Из числа этих сосудов сохранилось в Помпеях много стаканов, бутылок, чашек, мисок и т. п. из обыкновенного белого или цветного стекла. Некоторые из этих вещей представлены на рис. 208.

Мы видим здесь, кроме двух амфор из жженой глины (а, b), две стеклянные бутылки (с) в глиняных подставках (incitega) и похожую на них банку (о) без подставки, еще две бутылки (1, p), баночки для масла и духов k, q, s, из которых s сделана из цветного стекла с волнистыми украшениями, ливер, воронку и употреблявшуюся с подобной же целью корзинку (n, h, r), три стакана (d, e, f) с припаянными украшениями и наконец две миски (i, m).
Кроме того сохранилось несколько стеклянных сосудов, украшенных разноцветными рельефами, отлитыми вместе с сосудами (древние знали все способы технической обработки стекла: выдувание, литье резьбу), и так искусно отделанных, что они до сих пор служат предметом величайшего удивления; как например, ваза (из гробницы Александра Севера), находящаяся в британском музее, вышиной в 10 футов и сделанная из темно-бурого, прозрачного стекла с рельефным изображением из белого матового стекла (как бы из сардоника) и представляющая свадьбу Пелея с Фетидой. Другая, не менее ценная ваза найдена была в 1834 году в одной гробнице в Помпеях (рис. 209); на ней на прозрачном темно-синем фоне находятся рельефы молочного цвета, представляющие собирание винограда гениями. Высоко ценились бокалы из чистого хрусталя (calices cristallini), и еще больше бокалы из стекла с отливами (с. allassontes, versicolores), созданные в Египте во времена Гадриана.

Сосуды из мирры

Но самыми редкими, а поэтому и самыми дорогими из всех римских сосудов были те сосуды, которые делались из мирры (мирра, по всей вероятности плавиковый шпат, хрупкий, тусклый минерал с отливом); они известны были под названием vasa murrhina или murrhea. Первый подобного рода сосуд (бокал) был принесен в Рим Помпеем, взятый им из сокровищницы Митридата; с этого времени подобные сосуды постоянно привозились с востока в Рим и очень высоко ценились. Нерон, например, купил один такой бокал за миллион сестерций. Поэтому они часто подделывались из стекла с отливами.

Одежда и наряды греков и римлян Ткани в России